Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Психологическая интервенция - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Отличительной особенностью психологической интервенции является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом.

Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической среды.

Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Термин «консультирование» более приемлем для работы со здоровыми людьми. При отсутствии единой теории личности существуют различные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наибольшее развитие и признание получили три ведущих направления: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое.

В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии:

  • поддерживающая психотерапия - ориентируется на поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых эффективных способов поведения;
  • переучивающая психотерапия - ориентируется на изменение поведения;
  • личностно--реконструктивная психотерапия — ориентируется на внутриличностные изменения через осознание внутрипсихических конфликтов.

Формы психотерапии - групповая, семейная, индивидуальная, длительная или краткосрочная, директивная или недирективная, ориентированная на решение проблем или личностные изменения.

Подростковый период - сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. В рамках школы подростки - достаточно большая категория детей (6-11 классы), а подростки-девианты - самая проблемная категория в школе. С данной категорией детей работает целый комплекс специалистов: социальные педагоги, классные руководители, общественные воспитатели, медработники, инспектор по делам несовершеннолетних и педагоги-психологи. Роль последних в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков наиболее важная.

Когда психолог получает «сигнал» о проблемном подростке, то для определения девиантного поведения он ориентируется на следующие признаки:

  • отказ от посещения школы;
  • отказ от учения (пропуск уроков без уважительной причины);
  • агрессивное поведение (вербальная агрессия, насилие и т.д.);
  • уходы из дома;
  • низкая успеваемость;
  • мелкие правонарушения (кражи и пр.).

Если данные признаки проявляются на протяжении трех месяцев и более, то имеет место девиантное поведение. Далее психолог должен определить причины проблем подростка, организовать комплексную помощь (т.е. привлечь к работе всех заинтересованных лиц) и начать работу непосредственно с личностью подростка через проведение групповой психокоррекционной работы.

Работа с подростками в группах предпочтительнее индивидуальной работы с ними, поскольку, как мы знаем, в этом возрасте сверстники играют важную роль в их жизни.

Трудности в работе с девиантными подростками отмечаются многими психологами. Это и нежелание заниматься в тренинговой группе, и трудности в установлении контакта с подростком, защитные реакции, а также личностные особенности подростков (озлобленность, отчуждённость, тревожность, агрессивность, склонность к риску алекситимия, духовная опустошённость и другие). Необходимо мотивировать подростков к взаимодействию в процессе предварительной индивидуальной беседы. Во время такой беседы психологу нужно проявить особую гибкость при контакте с подростком, не использовать поучительную, менторскую позицию. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение к подростку.

При установлении контакта с трудным ребенком, необходимо учитывать, что у него часто не удовлетворены потребности в развитии и безопасности, что ребенок уже боится верить взрослому, и психолог должен постоянно подтверждать, что он не прервет данный контакт. Ребенок может провоцировать своим поведением взрослого, но часто за этим стоят такие вопросы, как: «Можно ли доверять?», «Какой ты?», «Какой я?». Подросток осознает, что человек, с которым он общается, не просто взрослый (как отец или мать), но это еще и психолог. Поддержка заключается в том, что психолог принимает ребенка таким, какой он есть, но не всегда принимает его поведение.

Познание подростком себя происходит в ходе групповой работы через соотнесение себя с другими, через восприятие себя другими (посредством обратной связи), через результаты собственной деятельности, через восприятие своего внешнего облика и внутренних переживаний.

При организации тренинговой работы с детьми психологу необходимо побуждать их к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, к обсуждению, разбору предложенных тем. Эффективность проводимой работы зависит также от создания в группе условий для полного раскрытия подростками своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты. Необходимым условием организации тренинга является разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Одним из принципов коррекционной работы является принцип единства диагностики и коррекции, который гласит о том, что эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного и всестороннего психологического обследования, в то же время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий. Поэтому необходимо проводить первичную (до реализации психокоррекционной программы) и повторную диагностику подростков (после реализации психокорреционной программы).

Как показывает практика одним из наиболее эффективных методов психопрофилактики и психокоррекции девиантного поведения подростков являются методы арт-терапии. Творческая коммуникация в арт-терапии создаёт уникальные условия для эффективной работы с подростками:

  • экспрессивные формы самовыражения через движение, музыку, рисунок, коллаж, сценическое действие наиболее близки подростковой субкультуре, а потому наиболее притягательны для молодёжи;
  • игровые аспекты творческой коммуникации создают атмосферу безопасности, интереса и эмоционального подъёма;
  • общение преимущественно невербального характера посредством образов, пластики тела, музыки, сценической игры, изобразительных материалов, вызывают спонтанность, открытость, способность экспериментировать с новыми формами опыта и справляться с трудностями;
  • создание визуальных образов напоминает «технику свободных ассоциаций» и может вести к проявлению забытых или вытесненных переживаний и сопровождаться катарсисом;
  • наполненные символическим смыслом визуальные образы позволяют передать, в отличие от речи, тонкие и сложные переживания, которые могут быть осознаны как автором, так и участниками группы, что способствует общности в проблемах и опыте, умении понимать и принимать окружающих, вступать с ними в конструктивное взаимодействие;
  • в процессе творческой экспрессии актуализируются скрытые потребности и свойства личности, раскрываются внутренние ресурсы и творческие способности.

Творческая коммуникация в арт-терапии рассматривается в контексте современных холистических практик. Для них характерна интегративная направленность, осуществляемая с использованием самых разных каналов коммуникации и способов творческого самовыражения в целях более тесного взаимодействия между мышлением, поведением, эмоциями, интуицией и духовным опытом. Не следует забывать о работе с телом. Ведь в теле, как в зеркале, отражается весь жизненный опыт человека. Через работу с телом можно управлять физиологическими процессами. Релаксация, например, высвобождает энергию, которая использовалась телом для удержания внутреннего напряжения, а работа с образами направляет энергию в нужное русло. Телесные движения «оживляют» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга, обновление пластики тела расширяет набор реакций человека. Посредством совершения необычных движений посылаются новые импульсы нервной системе, это снимает внутренние ограничения, появляется чувство радости и свободы, психологической раскрепощённости. Тело и психика едины. Воздействуя на двигательные и дыхательные стереотипы можно изменить стереотипы поведения на уровне психики.

Таким образом, интеграция различных модальностей творческого самовыражения в условиях группового тренинга является одним из факторов положительных изменений подростка, как в личностном развитии, так и во взаимодействии участников группы и может быть использована специалистами психологами, социальными работниками, психотерапевтами с целью психопрофилактики, психокоррекции, психотерапии и реабилитации.

В настоящее время социально-психологическая реабилитация признается наиболее адекватной формой оказания помощи зависимым подросткам. Семья должна убедить подростка в необходимости получения социальной помощи. Вместе с подростком или консультантом-психологом семья может выбрать наиболее адекватную для нее и подростка форму социально-психологической реабилитации:

  1. Группы самопомощи «Анонимные наркоманы», «Анонимные алкоголики», действующие в соответствии с программой «12 шагов».
  2. Центры социально-психологической реабилитации, в которых наряду со специалистами работают бывшие наркозависимые.
  3. Трудовые коммуны и лагеря с длительным проживанием.
  4. Овоцерквление - обращение в веру, служение церкви, поселение в монастыре на ограниченный или длительный срок. (Ограничение - личное непринятие веры.)

Семья не только должна выбрать форму реабилитации, но и получить на месте исчерпывающую информацию о целях реабилитации и используемых методах. Независимо от того, остается подросток в семье или помещается в реабилитационный центр, члены семьи параллельно должны получать помощь.

С этой целью проводится психологическая работа с родителями в следующих формах:

  • периодическое консультирование семьи (родителей) зависимого подростка специалистами (наркологами, семейными психологами, психотерапевтами);
  • организация и проведение групповой тренинговой работы с родителями (например, «Тренинг родительской успешности», «Трениг эффективного взаимодействия с зависимым подростком»);
  • организация групп самопомощи (например, «Матери против наркотиков»).

В работе с подростками с начальными проявлениями аддиктивного поведения хорошо зарекомендовала себя групповая психотерапия (когнитивно-поведенческой ориентации) и тренинговая работа, решающая одновременно профилактические и коррекционные задачи.

Ключевые слова: Девиантность, Психотерапия
Источник: Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Материалы по теме
Коммуникативные девиации: Аутистическое
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Профессиональные варианты девиантного поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Психологические особенности подростков с девиантным поведением
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Биологические предпосылки поведенческих девиаций
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Деструктивное культовое поведение
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Профилактика отклоняющегося поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Креативность и девиации поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Девиантная виктимность подростка
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Оставить комментарий