Способности и их природные предпосылки

Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и меткость овладения ею. От ешхобпостен зависят скорость, глубина, легкость н прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Действительно, мы постоянно сталкиваемся с примерами того, что успешное выполнение той или иной работы явилось следствием хорошо отработанных умений, творческого отношения к делу, глубоких профессиональных знаний. Но знания и умения МОГЛИ быть усвоены в результате упорного труда и при отсутствии у человека способностей к этой деятельности, значит, знания и умения, обеспечивающие успех деятельности, еще нельзя назвать способностями. При наличии же способностей необходимые знания и умения приобретаются легко, человек быстро продвигается и их совершенствовании, достигая значительных результатов в деятельности. С. Л. Рубинштейн считал,что способность становимся реальной, когда вбирает в себя систему общественно выработанных операций, однако ядром способности являются не усвоенные, автоматизированные операции, а качества тех психических процессов, посредством которых эти операции регулируются.

Именно качества лежат в основе овладения знаниями и умениями, определяют успешность выполнения деятельности, то есть составляют сущность способностей.

Природные предпосылки способностей. На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа (фенология австрийского врача Ф. Галля).

Глубокий анализ проблемы способностей был осуществлен Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-фнзнологические и функциюнальные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей: Такие генетически детерминированные особенности нервной системы были названы задатками. Задатки весьма многозначны, они являются лишь предпосылками развития способностей. В развитии способностей они выступают лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются но не предопределяются ими.

Характерным для задатков является то, что они сами но себе еще, ни на что не направлены. Задатки влияют на формирование и развитие способностей, которые складываются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути фopмироваиия способностей и влияют на уровень достижения, быстроту развития.