Способности и их природные предпосылки

Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и меткость овладения ею. От способностей зависят скорость, глубина, легкость н прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Действительно, мы постоянно сталкиваемся с примерами того, что успешное выполнение той или иной работы явилось следствием хорошо отработанных умений, творческого отношения к делу, глубоких профессиональных знаний. Но знания и умения могли быть усвоены в результате упорного труда и при отсутствии у человека способностей к этой деятельности, значит, знания и умения, обеспечивающие успех деятельности, еще нельзя назвать способностями. При наличии же способностей необходимые знания и умения приобретаются легко, человек быстро продвигается и их совершенствовании, достигая значительных результатов в деятельности. С. Л. Рубинштейн считал,что способность становимся реальной, когда вбирает в себя систему общественно выработанных операций, однако ядром способности являются не усвоенные, автоматизированные операции, а качества тех психических процессов, посредством которых эти операции регулируются.

Именно качества лежат в основе овладения знаниями и умениями, определяют успешность выполнения деятельности, то есть составляют сущность способностей.

Природные предпосылки способностей. На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа (фенология австрийского врача Ф. Галля).

Глубокий анализ проблемы способностей был осуществлен Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей: Такие генетически детерминированные особенности нервной системы были названы задатками. Задатки весьма многозначны, они являются лишь предпосылками развития способностей. В развитии способностей они выступают лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются но не предопределяются ими.

Характерным для задатков является то, что они сами но себе еще, ни на что не направлены. Задатки влияют на формирование и развитие способностей, которые складываются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей и влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Ключевые слова: Способности
Материалы по теме
Технические способности
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Что такое способности?
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Структура способностей
...
Творческие способности
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К....
Взгляд на генезис способностей и одаренности сторонников личностно-деятельностного подхода
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
...
Общие интеллектуальные способности
Дружинин В. - Психология общих способностей
Представления о генезисе способностей и одаренности при функционально-генетическом подходе
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий