Оценка способностей

Оценка способностей человека - фактически задача прогнозирования успешности реализации им данного вида деятельности. Естественно, это задача статистическая, решаемая в условиях высокого уровня неопределенности, и, следовательно, даже в принципе допускает ошибки методического характера.

При этом ошибки могут быть двоякого рода:
- принимается решение об отсутствии способностей у данного индивида при их объективном наличии (ошибки первого рода);
- принимается решение о наличии способностей при их объективном отсутствии (ошибки второго рода).

К сожалению, практически отсутствует статистика по ошибкам второго рода. Они как бы случайны, не поучительны и не представляют общественного интереса. Что касается ошибок первого рода, то они предаются широкой огласке, интригуют общество и анализируются. Среди тех, кому ошибки первого рода едва не перекроили судьбу и чуть не закрыли путь к всемирной славе, оказались полководец А. Суворов, писатель А. Чехов, математик Н. Лузин, физик А. Эйнштейн, артист И. Смоктуновский и многие другие.

В этой связи, если говорить строго математически, речь может идти не об измерении самой способности, а лишь о ее статистической оценке. Источники ошибок при оценке способностей человека разнообразны.

Во-первых, не всегда можно учесть конкретные условия, в которых находится испытуемый. Даже наличие врожденных задатков не гарантирует проявление способностей. Причиной может стать, например, расхождение между склонностями и способностями из-за отсутствия интереса к деятельности, требующей тех способностей, которые у индивида пытаются обнаружить.

Во-вторых, из-за сложного переплетения врожденных и социально приобретенных факторов, обусловливающих способности, часто оцениваются не сами способности, а качества личности.

В-третьих, наиболее распространенный показатель проявления способностей - быстрое усвоение знаний и умений при высокой результативности деятельности - необъективен. Не последнюю роль в достижении делового успеха играют воля, целеустремленность, упорство, решительность и другие качества личности. Для практики обучения и воспитания с такими источниками «помех» при оценке способностей, конечно, можно мириться. Но в научно-теоретическом, исследовательском плане, где требуется «чистота» результата, это недопустимо.

В-четвертых, ошибки в оценках способностей могут возникать и из-за явления их компенсации. Как известно, структуру способностей составляет целая совокупность факторов. Например, литературная способность не может опираться только на богатую фантазию. Здесь требуются эстетические чувства, образная память, интерес к психологии человека и др. Вместе с тем способности разных людей к одной и той же деятельности могут обеспечиваться различными качествами. Например, в структуре математических способностей у одного человека ведущим является память на числа и операции, у других - логичность и аналитичность мышления. В итоге одинаковый успех в деятельности достигается за счет различных составляющих способностей. Более того, недостаточный уровень развитости одной составляющей может быть скомпенсирован за счет более яркого проявления другой.

Таким образом, структура способностей обеспечивает индивиду свойство компенсации одних способностей другими, опираясь на сильные стороны его личности. Однако если в этих условиях оценивать уровень развитости той -составляющей, которая исследователю представляется наиболее значимой относительно результатов деятельности, и не учесть явления компенсации, то данный индивид может быть признан неспособным относительно требований этой деятельности. При этом допускается ошибка первого Из приведенных примеров видно, что свойство компенсации проявляется в пределах как одного вида деятельности, так и различных видов. Правда, механизмы компенсации оказываются разными: в первом случае говорят о психофизиологических аспектах компенсации, во втором - о социальных.

Существует большое количество тестовых процедур, предназначенных для оценки способностей. Однако они, по сути дела, выявляют не способность, а факт наличия у человека определенного уровня знаний, умений, навыков и опыта, оперативность мышления, находчивость. Более того, тесты зачастую игнорируют динамику приобретения индивидом этих элементов, которые составляют основу жизнедеятельности человека. Вместе с тем способными в рамках какой-то конкретной деятельности могут быть в одинаковой мере и тугодумы, и «скоростники». Говорят, что в детстве Нобелевскому лауреату физику Нильсу Бору с большим трудом давались решения задач средней сложности из-за чрезвычайной инертности мышления.

В деятельностном подходе при диагностике способностей в качестве критериев оценки способностей чаще всего рассматриваются:
- темпы продвижения в овладении данным видом деятельности;
- широта переноса формирующихся психологических качеств (влияние ранее сформированных качеств на приобретенные);
- соотношение нервно-психических затрат и результатов деятельности.

Как правило, такой путь затрудняет оценку способностей у детей, которые еще не владеют пи одним видом профессиональной деятельности.

В функциональном подходе диагностику способностей предлагается осуществлять через показатели количества и степени выраженности врожденных задатков. Однако и здесь возникают трудности с отбором тех задатков, которые включены именно в оцениваемую способность. Более того, погрешности в оценке появляются из-за неравномерного процесса развития самой личности. Например, наличие возрастных сенситивных периодов, половое созревание приводят не только к сдвигу во времени составляющих способностей, но и к вариации по выраженности. Все это свидетельствует о том, что проблема способностей далека от завершения и науке предстоит приложить много усилий не только в плане теории, но и в организационном аспекте, собирая воедино всю информацию, полученную в различных направлениях исследования.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.