Государственные органы управления образованием

Выделяют следующие государственные органы управления образованием:

  • Министерство образования;
  • отраслевые министерства и ведомства, имеющие учебно-воспитательные учреждения;
  • местные органы власти и управления, их соответствующие структурные подразделения.

Министерство образования является центральным органом государственного управления образованием. Центральный орган государственного управления образованием совместно с министерствами и ведомствами, имеющими учебно-воспитательные учреждения:

  • принимает участие в разработке и претворении в жизнь государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, определении перспектив и направлений развития государственной системы образования, требований к его содержанию, уровню и объему; 
  • осуществляет координационные, научно-методические, контрольные функции и государственное инспектирование; 
  • обеспечивает связь с другими государствами, организует внедрение в практику достижений науки и мирового опыта;
  • совместно с общественными организациями осуществляет аккредитацию учебно-воспитательных учреждений, выдает им лицензии, сертификаты, разрабатывает условия приема в государственные учебные заведения.

Местные органы власти и управления осуществляют государственную политику в области образования в пределах их компетенции. К их компетенции относятся:

  • установление нормативов бюджетного финансирования; развитие сети учебно-воспитательных учреждений;
  • социальная защита работников образования и обучающихся, воспитанников;
  • создание надлежащих условий по месту жительства для воспитания молодежи, развития способностей, удовлетворения интересов; организация профессиональной ориентации;
  • выдача сертификатов и лицензий на открытие учебно-воспитательных учреждений местного значения, основанных на разных формах собственности, и др.

Для управления образованием могут создаваться соответствующие структурные подразделения местных органов власти и управления, деятельность которых заключается в следующем:

  • организация учебно-методического обеспечения учебно-воспитательных учреждений, совершенствование профессиональной квалификации педагогических работников, их переподготовка;
  • координация действий педагогических, производственных коллективов, семьи, общественности по вопросам обучения и воспитания;
  • определение потребностей и формирование государственного заказа на педагогические кадры, заключение договоров на их подготовку;
  • контроль за соблюдением требований к уровню образования, профессиональной подготовки работников, к аттестации учебно-воспитательных учреждений местного значения и др.
Источник: 
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Материалы по теме
Государственная политика в области образования
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Гражданство и правопреемство государств в отношении территории
Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук;...
Образование в Москве: второе высшее образование заочно или дистанционно
...
Основные типы государства
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Теоретические основы местного самоуправления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Понятие и правовые основы государственных и муниципальных доходов
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Цели и ценности образования
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Признаки государства
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Оставить комментарий