Выделяют следующие государственные органы управления образованием:
- Министерство образования;
- отраслевые министерства и ведомства, имеющие учебно-воспитательные учреждения;
- местные органы власти и управления, их соответствующие структурные подразделения.
Министерство образования является центральным органом государственного управления образованием. Центральный орган государственного управления образованием совместно с министерствами и ведомствами, имеющими учебно-воспитательные учреждения:
- принимает участие в разработке и претворении в жизнь государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, определении перспектив и направлений развития государственной системы образования, требований к его содержанию, уровню и объему;
- осуществляет координационные, научно-методические, контрольные функции и государственное инспектирование;
- обеспечивает связь с другими государствами, организует внедрение в практику достижений науки и мирового опыта;
- совместно с общественными организациями осуществляет аккредитацию учебно-воспитательных учреждений, выдает им лицензии, сертификаты, разрабатывает условия приема в государственные учебные заведения.
Местные органы власти и управления осуществляют государственную политику в области образования в пределах их компетенции. К их компетенции относятся:
- установление нормативов бюджетного финансирования; развитие сети учебно-воспитательных учреждений;
- социальная защита работников образования и обучающихся, воспитанников;
- создание надлежащих условий по месту жительства для воспитания молодежи, развития способностей, удовлетворения интересов; организация профессиональной ориентации;
- выдача сертификатов и лицензий на открытие учебно-воспитательных учреждений местного значения, основанных на разных формах собственности, и др.
Для управления образованием могут создаваться соответствующие структурные подразделения местных органов власти и управления, деятельность которых заключается в следующем:
- организация учебно-методического обеспечения учебно-воспитательных учреждений, совершенствование профессиональной квалификации педагогических работников, их переподготовка;
- координация действий педагогических, производственных коллективов, семьи, общественности по вопросам обучения и воспитания;
- определение потребностей и формирование государственного заказа на педагогические кадры, заключение договоров на их подготовку;
- контроль за соблюдением требований к уровню образования, профессиональной подготовки работников, к аттестации учебно-воспитательных учреждений местного значения и др.