Государственные органы управления образованием

Выделяют следующие государственные органы управления образованием:

  • Министерство образования;
  • отраслевые министерства и ведомства, имеющие учебно-воспитательные учреждения;
  • местные органы власти и управления, их соответствующие структурные подразделения.

Министерство образования является центральным органом государственного управления образованием. Центральный орган государственного управления образованием совместно с министерствами и ведомствами, имеющими учебно-воспитательные учреждения:

  • принимает участие в разработке и претворении в жизнь государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, определении перспектив и направлений развития государственной системы образования, требований к его содержанию, уровню и объему; 
  • осуществляет координационные, научно-методические, контрольные функции и государственное инспектирование; 
  • обеспечивает связь с другими государствами, организует внедрение в практику достижений науки и мирового опыта;
  • совместно с общественными организациями осуществляет аккредитацию учебно-воспитательных учреждений, выдает им лицензии, сертификаты, разрабатывает условия приема в государственные учебные заведения.

Местные органы власти и управления осуществляют государственную политику в области образования в пределах их компетенции. К их компетенции относятся:

  • установление нормативов бюджетного финансирования; развитие сети учебно-воспитательных учреждений;
  • социальная защита работников образования и обучающихся, воспитанников;
  • создание надлежащих условий по месту жительства для воспитания молодежи, развития способностей, удовлетворения интересов; организация профессиональной ориентации;
  • выдача сертификатов и лицензий на открытие учебно-воспитательных учреждений местного значения, основанных на разных формах собственности, и др.

Для управления образованием могут создаваться соответствующие структурные подразделения местных органов власти и управления, деятельность которых заключается в следующем:

  • организация учебно-методического обеспечения учебно-воспитательных учреждений, совершенствование профессиональной квалификации педагогических работников, их переподготовка;
  • координация действий педагогических, производственных коллективов, семьи, общественности по вопросам обучения и воспитания;
  • определение потребностей и формирование государственного заказа на педагогические кадры, заключение договоров на их подготовку;
  • контроль за соблюдением требований к уровню образования, профессиональной подготовки работников, к аттестации учебно-воспитательных учреждений местного значения и др.
Темы: Государство, Образование
Источник: Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Материалы по теме
Государственная политика в области образования
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Тенденции развития современной системы образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Национально государственное устройство
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Компьютер и единая информационная образовательная среда в вузе
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Государство и личность
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Педагогика средних веков
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Государственный кредит и его сущность
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Модели разработки государственной политики
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Оставить комментарий