Образование как механизм развития личности и общества

В развитии общества можно выделить два параллельно идущих процесса: развитие каждого конкретного человека и развитие общества в целом. Изменения, происходящие в обществе, являются результатом труда конкретных людей, благодаря которым общество находится в постоянном развитии. Насколько прогрессивным оно будет - зависит от членов общества, уровня их индивидуального развития, умения ориентироваться в сложной, быстро меняющейся обстановке.

Глобальной задачей современности является повышение самоценности творческой личности в XXI веке. Творчество, выступая важнейшим компонентом и необходимым условием общественного прогресса, в современной социокультурной ситуации рассматривается с философских, педагогических, психологических позиций в тесной связи с процессом формирования и развития личности. Бурное общественное развитие, множество технических нововведений, большой объем информации актуализируют проблему развития творческого потенциала детей воспитательной практике школ. Именно в школе возможно наиболее эффективно развивать у детей умение работать творчески, а не только закладывать основы общеобразовательных знаний.

Для характеристики уровня развития общества часто используется количество инноваций в образовательной сфере, уровень творческого развития членов общества, скорость внедрения новых промышленных и социальных, в частности образовательных, технологий. Внедрение последних является одним из основных путей повышения эффективности образовательного процесса, а следовательно, и развития общества в целом. Образование имеет прямую зависимость от уровня развития общества. Оно также влияет на уровень жизни каждого члена общества и уровень развития производства, что обеспечивает быстрый технический прогресс в обществе. При этом верна и обратная зависимость: от всех вышеперечисленных факторов зависит уровень образования.

В данном русле выделяют две основные функции образования: функцию воспитания и функцию обучения.

Функция воспитания долгое время рассматривалась автономно от функции обучения, т.к. воспитание представляет собой сложный процесс, имеющий собственные цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы организации, закономерности и результаты. Современное воспитание имеет ярко выраженную личностную направленность и тесно связано с обучением.

Функция обучения на настоящем этапе также изменила свое содержание и ориентируется не столько на передачу знаний, умений и навыков, сколько на развитие склонностей, способностей, интересов и творческого потенциала личности. Учащиеся должны не только получить знания, но и научиться активно применять их и пополнять новыми в постоянно меняющихся условиях жизни. Отойдя от знаменитой ориентации, современное обучение взяло за основу личностно-ориентированный подход, направленный на раскрытие индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: Общество, Развитие, Личность, Образование
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Психосоциальные стадии развития личности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Социальная общность и личность
Ритерман Т.П., Социология
Развитие и воспитание личности
Максименко С.Д., Общая психология
Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Личность детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Аспекты развития личности. Познавательное развитие
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Общество, личность, государство
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Условия психического развития личности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Комментарии
Аватар пользователя Александр Степанович
Александр Степанович

Здравствуйте, коллеги!
Полезная информация на сайте. Спасибо. Первый раз посетил. Ссылки будут.
Интересует тема: университеты будущего.
АС

Оставить комментарий