Условия психического развития личности

Личность по своей природе социальна. Источники развития личности находятся в внешнем мире. Процесс развития личности в данном смысле, есть процесс усвоения человеком опыта социума, который происходит в контактах с людьми. В результате этого и образуются психические особенности конкретного человека: его характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.

В психологии принято считать, что психические особенности человека — прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании играет социальный опыт человека, условия его жизнедеятельности, обучение.

Среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психологические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. При этом отмечается особая роль воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности.

Человек — активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний внешней среды. Поэтому внешние воздействия определяют психику человека не напрямую, а через процесс взаимодействия человека со внешней средой. При этом правильнее будет говорить не о воздействии внешней среды, а о процессе активного взаимодействия человека с ею.

Развитие психики в итоге обусловлено внешними условиями, внешними воздействиями. Но это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и событий, которые всегда проходят через жизненный опыт, через его личность, индивидуальные психические особенности. В этом смысле внешнее воздействие преломляется через внутренние данные, к которым относятся своеобразие психического мира индивидуума, его жизненный опыт. Еще И. М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал психологов против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент воздействующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание целую совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном конкретного человека.

В-третьих, человек как активное существо может и сам сознательно изменять свою собственную личность, то есть самовоспитываться, самосовершенствоваваться. Процесс самовоспитания при этом обусловлен средой, в процессе активного взаимодействия с которой он происходит. Так что и здесь влияние внешней среды оказывается опосредованным.

Источник: 
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Психическое развитие личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Психосоциальные стадии развития личности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Закономерности психического развития личности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Механизм психического развития ребенка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Проблема детерминации психического развития
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта
Урунтаева Г.А., Детская психология
Возрастное развитие психики
Коломинский Я.Л., Основы психологии
Развитие личности в деятельностном подходе
...
Оставить комментарий