Развитие личности в деятельностном подходе

Основные положения о развитии личности в деятельностном подходе сводятся к тому, что личностные свойства формируются в процессах социализации, индивидуализации, инкультурации и самоактуализации.

1. Социализация - это процесс усвоения и дальнейшего использования индивидом опыта социального взаимодействия с людьми, включая членов своей семьи, сверстников, коллег по работе и др. Действие этого процесса развивается в течение всей жизни человека.

2. Индивидуализация - это процесс субъективного восприятия индивидом социального опыта с учетом особенностей его личности (например, одни и те же политические события, семейные традиции, новинки техники оцениваются разными людьми по-разному: от негативного отношения до полного одобрения).

Реализация этих процессов должна представлять собой сбалансированный динамический процесс. Как «пересоциализированная» личность, так и чрезмерно «индивидуализированная» представляет собой отклонение от линии оптимального развития, так как приводит к появлению личностных свойств, создающих психологические барьеры для жизни среди других людей (например, от конформизма до полного игнорирования позиций других людей).

3. Инкулътурация - это процесс усвоения индивидом духовного и культурного наследия предыдущих поколений.

4. Самоактуализация - это процесс самопознания, саморазвития, самореализации, свидетельствующий о стремлении индивида к возможно более полному выявлению, использованию и развитию личностного потенциала.

Во всех этих процессах невозможно выделить доминирующие, ибо их воздействие на индивида комплексно и происходит одновременно, в тесной взаимосвязи.

Материалы по теме
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Развитие личности как педагогическая проблема
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Психическое развитие личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Деятельностный подход
...
Психосоциальные стадии развития личности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Роль обучения в развитии личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Развитие и воспитание личности
Максименко С.Д., Общая психология
Развитие предметной деятельности дошкольника
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Оставить комментарий