Развитие личности в деятельностном подходе

Основные положения о развитии личности в деятельностном подходе сводятся к тому, что личностные свойства формируются в процессах социализации, индивидуализации, инкультурации и самоактуализации.

1. Социализация - это процесс усвоения и дальнейшего использования индивидом опыта социального взаимодействия с людьми, включая членов своей семьи, сверстников, коллег по работе и др. Действие этого процесса развивается в течение всей жизни человека.

2. Индивидуализация - это процесс субъективного восприятия индивидом социального опыта с учетом особенностей его личности (например, одни и те же политические события, семейные традиции, новинки техники оцениваются разными людьми по-разному: от негативного отношения до полного одобрения).

Реализация этих процессов должна представлять собой сбалансированный динамический процесс. Как «пересоциализированная» личность, так и чрезмерно «индивидуализированная» представляет собой отклонение от линии оптимального развития, так как приводит к появлению личностных свойств, создающих психологические барьеры для жизни среди других людей (например, от конформизма до полного игнорирования позиций других людей).

3. Инкулътурация - это процесс усвоения индивидом духовного и культурного наследия предыдущих поколений.

4. Самоактуализация - это процесс самопознания, саморазвития, самореализации, свидетельствующий о стремлении индивида к возможно более полному выявлению, использованию и развитию личностного потенциала.

Во всех этих процессах невозможно выделить доминирующие, ибо их воздействие на индивида комплексно и происходит одновременно, в тесной взаимосвязи.

Материалы по теме
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Формирование и развитие личности
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Развитие личности человека
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Деятельностный подход
...
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
Развитие личности в юности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Возраст и развитие личности
Обозов Н.Н., Возрастная психология
Развитие личности в период взрослости
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий