Структура личности в деятельностном подходе

По вопросам психологической структуры личности в деятельностном подходе до сих пор ведутся дискуссии среди сторонников этого подхода. Адекватную модель личности пытались построить на включении в это понятие огромного числа компонентов (свойств темперамента, черт характера, отдельных свойств психических процессов и др.). Однако оперировать с такой моделью на практике было невозможно из-за проблемы, как говорят физики, «проклятья размерности» структуры и взаимосвязанности ее компонентов. В этой связи начались поиски теоретически обоснованных и приемлемых для практики структур личности.

К. Платонов (1906-1984) считал, что структура личности включает четыре уровня:

  • низший - составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
  • второй - включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);
  • третий - представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
  • высший - характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Как видно, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы н личности доминирует биологическое начало, элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности ее структуру почти полностью заполняет социальное начало, формируемое условиями жизни человека как члена общества.

А. Леонтьев утверждает, что структуру личности человека не следует искать ни в каком наборе отдельных психических особенностей человека (его генетике, задатках, приобретенных знаниях, навыках и умениях). Устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность, или, говоря точнее, система его отношений к миру, реализуемая через иерархию различных деятельностей. По мере своего развития человек включается во все большее количество различных видов деятельностей. Это обусловлено теми общественными отношениями, в которых оказывается человек в силу жизненных обстоятельств. Одни из них становятся ведущими для данного человека, другие - подчиненными. Эта иерархия деятельностей, не зависящая от состояний организма человека, составляет ядро личности. За этим соотношением деятельностей стоят отношения мотивов (ведь мотивационная сфера личности всегда является многовершинной).

Итак, по мнению А. Леонтьева, к базовым (скелетным) параметрам структуры личности относятся:

  • разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью различных деятельностей;
  • степень иерархизированности связей с миром (и, конечно, деятельностей), т.е. их мотивационная «окраска»;
  • общая структура связей индивида с миром, образуемая: внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.

Развитие личности ребенка, согласно позиции: Л. Леонтьева, идет через связь с окружающим миром, через предметы, которые 'вначале открываются ему только в физических свойствах, а потом и в их функциональном значении, используемом в деятельности. Так, вначале ребенок видит и ощущает чашку, но затем он обнаруживает, что она предназначена для питья, т.е. для реализации конкретной деятельности. Подобные переходы продолжаются от фазы предметно-практической деятельности до усвоения иерархии деятельностей на уровне отношений с обществом. При этом формируется и развивается система личностных смыслов (мотивов) деятельности. что процесс и есть процесс становления личности. Итак, личность создается объективными обстоятельствами через; совокупность деятельностей, реализующих отношение человека к миру. При этом личность может развиваться исключительно в рамках созидания, но не потребления.

А. Петровский также обозначает личностью то системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей. Свойства личности человека можно увидеть через содержание его деятельности, деловые и межличностные отношения в конкретных условиях социальной жизни, т.е. через все то, что составляет образ его жизни. Личность не обусловлена биологическими факторами.

Б. Ананьев, признавая ведущую роль социальных компонент в структуре личности, допускает участие в ней биологически обусловленных составляющих, некоторых психических процессов и опыта индивида (по К. Платонову).

Б. Братусь выделяет составляющие структуры личности человека по принципу преобладающего в нем способа отношения к самому себе, другому человеку и окружающим людям. На этом основании он предложил рассматривать структуру личности в виде трехуровневой системы:

  • эгоцентрический, включающий самоценное отношение к себе, направленное на личные выгоды и удобства при потребительском отношении к другим по принципу «нужный для меня человек - ненужный»;
  • группоцентрический, выражающий отношение к другому человеку в зависимости от того, входит он в значимую для личности группу (семью, трудовой коллектив, нация) или нет;
  • просоциальный, допускающий равноправное, равноценное отношение к любому человеку как высшему существу природы.

Основные положения развития личности в деятельностном подходе выражаются в том, что личностные свойства формируются в процессах социализации, индивидуализации, инкультурации и самоактуализации.
Социализация - это процесс усвоения и дальнейшего использования индивидом опыта социального взаимодействия с людьми, включая членов своей семьи, сверстников, коллег по работе и др. Действие этого процесса развивается в течение всей жизни человека.

Индивидуализация - процесс субъективного восприятия индивидом социального опыта с учетом особенностей его личности (например, одни и те же почт ические события, семейные традиции, новинки техники оцениваются разными людьми по-разному, от негативного отношения к ним до полного одобрения).

Реализация этих процессов должна представлять гобой сбалансированный динамический процесс. Как пересоциализированная» личность, так и чрезмерно «индивидуализированная» означает отклонение ОТ линии оптимального развития, так как приводит к появлению личностных свойств, создающих психологические барьеры для жизни среди других людей (например, от конформизма до полного игнорирования позиций других людей).

Инкулътурация - это процесс усвоения индивидом духовного и культурного наследия предыдущих поколений.

Самоактуализация - процесс самопознания, саморазвития, самореализации, свидетельствующий о стремлении индивида к возможно более полному выявлению, использованию и развитию своего личностного потенциала.

Во всех этих процессах невозможно выделить доминирующие, ибо их воздействие на индивида комплексно и происходит одновременно в тесной взаимосвязи.

Ключевые слова: Личность, Деятельность
Материалы по теме
Деятельностный подход в отечественной психологии
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Связь мышления с логикой, практической деятельностью и личностью
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие личности в деятельностном подходе
...
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Личность в общении и деятельности
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2
Деятельностный подход
...
Развитие и воспитание личности
Максименко С.Д., Общая психология
Пассивно-агрессивное расстройство личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Оставить комментарий