Закономерности психического развития личности

В психологии выделяются общие тенденции закономерности психического развития. Так, при любых, даже самых хороших условиях обучения и воспитания, различные психические функции, психические проявления и психические свойства личности могут не находится на одном и том же уровне своего развития. В отдельные периоды развития ребенка появляются самые благоприятные условия для развития психики в тех или иных формах, и некоторые из этих условий носят временный, преходящий характер. Видимо, есть наилучшие сроки для становления и развития отдельных видов деятельности психики. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее подходящими, называют сенэитивными (Лев Выготский, Алексей Леонтьев). Причиной данной сензитивности являются и закономерности органического созревания мозга, и тот факт, что зачастую психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и свойств (к примеру, математическое мышление может формироваться на основе сформировавшейся до известной степени способности к абстрактному мышлению индивида. Или, для развития речи сенситивен период от 1 года до 5 лет, для становления двигательных навыков — младший школьный возраст, для формирования математического мышления — 15—20 лет.

Иная закономерность — интеграция психики. По мере развития психика человека получает все большую целостность, единство, стабильность, устойчивость. Маленький ребенок, по мнению Н. Д. Левитова, в психическом отношении представляет собой малосистематизированное сочетание психических колебаний. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в определенные черты личности.

Третья закономерность — пластичность и возможность компенсации. На большую пластичность нервной системы указывал Иван Павлов, отмечая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности базируются возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможности для проведения компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие функции. К примеру, слабую память можно компенсировать организованностью и четкостью деятельности, дефекты зрения отчасти компенсируются обостренным развитием слухового анализатора и др.

Источник: 
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010