Младший школьный и подростковый возраст


Поступление в школу рассматривается как очень ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье ребёнка. Ребёнок теряет детскую свободу перемещения, спонтанной игры, импульсивного проявления своего «Я». Трудности, которые должен преодолеть ребёнок, заключаются в освоении нового школьного пространства, выработке режима дня, вхождении в новый коллектив сверстников, принятии множества ограничений и установок, регламентирующих поведение, установлении взаимоотношений с учителем.

Школьная дезадаптация, включающая в себя не только устойчивую неуспеваемость ребёнка, но и неприятие им школьных требований, приводит к утрате здоровья и формированию устойчивого негативного отношения к школьному обучению.

Основная проблема неготовности детей к освоению организованной учебной деятельности и усвоению школьных правил заключается в недостаточной зрелости лобных отделов коры больших полушарий. По оценкам физиологов, разброс в сроках физиологического созревания многих систем организма семилетних детей превышает полтора года (по В.Г. Каменской).

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребёнка с обществом (она общественная по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

Структура учебной деятельности включает:
- мотивы;
- учебные задачи;
- учебные действия;
- действия контроля;
- действия оценки.

Центральная задача - формирование «умения учиться»

Полноценная учебная деятельность включает умения:
- выделять и удерживать учебную задачу;
- самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
- адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
- владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
- использовать законы логического мышления;
- уметь участвовать в коллективно распределённых видах деятельности;
- иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Основное направление развития мышления в школьном возрасте - переход от наглядно-образного к словесно-логическому и теоретическому мышлению. В младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые осознаются и становятся произвольными.

Высокие требования предъявляются к вниманию — с точки зрения его произвольности и управляемости. Восприятие из процесса узнавания, различения становится деятельностью наблюдения. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.

В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важных становится стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников. Это связано в первую очередь с учебной деятельностью и её успешностью.

В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей; внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (сочувствие, чувство товарищества).

Становление самооценки зависит не только от успеваемости младшего школьника и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Подростковый период — это период перехода детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым. Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Подростковый период - это период интенсивного полового созревания («гормональная буря»). Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным для подростка и окружающих.

Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость настроений, ранимость, депрессивные переживания.

Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества.

Курт Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами - миром детей и миром взрослых. В целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Завышенные притязания подростков часто приводят к конфликтам с родителями и учителями, к протестному, а иногда и противоправному поведению.

Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но отступает на задний план. Главная потребность подростка - найти своё место в обществе, быть «значимым» - реализуется в обществе сверстников.

Ведущая деятельность этого возраста — интимно-личностное общение со сверстниками. В ней формируется самосознание - как основное новообразование возраста.

Динамика мотивов общения со сверстниками:
10-11 лет — желание быть в среде сверстников, участие в совместной деятельности;
12-13 лет — стремление занять определённое место в коллективе сверстников;
14-15 лет — стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.

Поведенческие реакции подростка:
- реакция отказа;
- реакция оппозиции, протеста;
- реакция имитации;
- реакция компенсации и гиперкомпенсации;
- реакция эмансипации;
- реакция группирования;
- реакция увлечения;
- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Различны в подростковом возрасте стратегии и способы преодоления проблем и трудностей (конструктивные и неконструктивные стратегии). В этот период происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых, хотя по-прежнему подростки нуждаются в защите, поддержке и оценке взрослого.

Младший подростковый возраст (11-12 лет) характеризуется возрастанием познавательной активности, ведущей функцией является развитие мышления и образования понятий.

Восприятие целенаправленно, избирательно. Качественно улучшаются всё параметры внимания: объём, устойчивость, интенсивность, переключаемость, произвольность, контролируемость. Память опосредована логическими операциями; увеличивается объём памяти, избирательность, точность. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить от одного суждения к другому.

Лев Выготский выделил несколько групп интересов подростка:
- «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности);
- «доминанта дали» (субъективная значимость отдалённых событий);
- «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, волевому усилию);
- «доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному).

Подростковый кризис - резкая смена всей системы переживаний подростка, её структуры и содержания. Возраст 13 лет (по Л.С. Выготсткому) - это переломная точка кризиса, но отмечается, что 14—15 лет субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.

Новообразование начала подросткового возраста — чувство взрослости - особая форма подросткового самосознания. Новообразование старшего подросткового возраста — «Я-концепция» как новый уровень самосознания.

Для подростков характерна личностная нестабильность, эмоциональная и нравственная неустойчивость, неустойчивая самооценка, противоречивость, акцентуации характера. Для многих подростков это период серьёзных социальных проблем: ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, противоправное поведение, суициды. К ним приводят обычно такие обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальной группой. Протест приводит и к побегам из дома, бродяжничеству.

Ключевые слова: Возраст, Школьники, Подростки
Источник: Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Психологическая характеристика подросткового возраста
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Пубертатный возраст (возраст полового созревания)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Психопатологические кризисы подросткового возраста
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Л. С. Выготский - О подростковом кризисе
Дубровина И. В., Возрастная и педагогическая психология
Характеристика подросткового возраста
Крутецкий В.А., Психология подростка
Развитие в среднем возрасте (40 - 65 лет)
...
Физическое развитие подросткового возраста
Крутецкий В.А., Психология подростка
Игровая деятельность младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий