Поступление в школу рассматривается как очень ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье ребёнка. Ребёнок теряет детскую свободу перемещения, спонтанной игры, импульсивного проявления своего «Я». Трудности, которые должен преодолеть ребёнок, заключаются в освоении нового школьного пространства, выработке режима дня, вхождении в новый коллектив сверстников, принятии множества ограничений и установок, регламентирующих поведение, установлении взаимоотношений с учителем.
Школьная дезадаптация, включающая в себя не только устойчивую неуспеваемость ребёнка, но и неприятие им школьных требований, приводит к утрате здоровья и формированию устойчивого негативного отношения к школьному обучению.
Основная проблема неготовности детей к освоению организованной учебной деятельности и усвоению школьных правил заключается в недостаточной зрелости лобных отделов коры больших полушарий. По оценкам физиологов, разброс в сроках физиологического созревания многих систем организма семилетних детей превышает полтора года (по В.Г. Каменской).
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребёнка с обществом (она общественная по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Структура учебной деятельности включает:
- мотивы;
- учебные задачи;
- учебные действия;
- действия контроля;
- действия оценки.
Центральная задача - формирование «умения учиться»
Полноценная учебная деятельность включает умения:
- выделять и удерживать учебную задачу;
- самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
- адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
- владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
- использовать законы логического мышления;
- уметь участвовать в коллективно распределённых видах деятельности;
- иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
Основное направление развития мышления в школьном возрасте - переход от наглядно-образного к словесно-логическому и теоретическому мышлению. В младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые осознаются и становятся произвольными.
Высокие требования предъявляются к вниманию — с точки зрения его произвольности и управляемости. Восприятие из процесса узнавания, различения становится деятельностью наблюдения. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важных становится стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников. Это связано в первую очередь с учебной деятельностью и её успешностью.
В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей; внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (сочувствие, чувство товарищества).
Становление самооценки зависит не только от успеваемости младшего школьника и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Подростковый период — это период перехода детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым. Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
Подростковый период - это период интенсивного полового созревания («гормональная буря»). Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным для подростка и окружающих.
Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость настроений, ранимость, депрессивные переживания.
Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества.
Курт Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами - миром детей и миром взрослых. В целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Завышенные притязания подростков часто приводят к конфликтам с родителями и учителями, к протестному, а иногда и противоправному поведению.
Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но отступает на задний план. Главная потребность подростка - найти своё место в обществе, быть «значимым» - реализуется в обществе сверстников.
Ведущая деятельность этого возраста — интимно-личностное общение со сверстниками. В ней формируется самосознание - как основное новообразование возраста.
Динамика мотивов общения со сверстниками:
10-11 лет — желание быть в среде сверстников, участие в совместной деятельности;
12-13 лет — стремление занять определённое место в коллективе сверстников;
14-15 лет — стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.
Поведенческие реакции подростка:
- реакция отказа;
- реакция оппозиции, протеста;
- реакция имитации;
- реакция компенсации и гиперкомпенсации;
- реакция эмансипации;
- реакция группирования;
- реакция увлечения;
- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
Различны в подростковом возрасте стратегии и способы преодоления проблем и трудностей (конструктивные и неконструктивные стратегии). В этот период происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых, хотя по-прежнему подростки нуждаются в защите, поддержке и оценке взрослого.
Младший подростковый возраст (11-12 лет) характеризуется возрастанием познавательной активности, ведущей функцией является развитие мышления и образования понятий.
Восприятие целенаправленно, избирательно. Качественно улучшаются всё параметры внимания: объём, устойчивость, интенсивность, переключаемость, произвольность, контролируемость. Память опосредована логическими операциями; увеличивается объём памяти, избирательность, точность. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить от одного суждения к другому.
Лев Выготский выделил несколько групп интересов подростка:
- «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности);
- «доминанта дали» (субъективная значимость отдалённых событий);
- «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, волевому усилию);
- «доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному).
Подростковый кризис - резкая смена всей системы переживаний подростка, её структуры и содержания. Возраст 13 лет (по Л.С. Выготсткому) - это переломная точка кризиса, но отмечается, что 14—15 лет субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.
Новообразование начала подросткового возраста — чувство взрослости - особая форма подросткового самосознания. Новообразование старшего подросткового возраста — «Я-концепция» как новый уровень самосознания.
Для подростков характерна личностная нестабильность, эмоциональная и нравственная неустойчивость, неустойчивая самооценка, противоречивость, акцентуации характера. Для многих подростков это период серьёзных социальных проблем: ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, противоправное поведение, суициды. К ним приводят обычно такие обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальной группой. Протест приводит и к побегам из дома, бродяжничеству.