Пубертатный возраст (возраст полового созревания)

Этот период жизни — переход от детства к взрослости. В это время завершается формирование репродуктивных функций, происходит становление психологии взрослого мужчины и женщины, приобретается определенный социальный статус. Продолжается пубертатный период 8—10 лет, начинаясь в 9—10-летнем возрасте и завершаясь к 17—18 годам. Основная часть полового созревания происходит в течение 3—4 лет.

Биологические факторы

Половое созревание инициируется изменением чувствительности гипоталамуса к половым гормонам. Возможно, что это связано с уменьшением тормозящего влияния эпифиза на гипоталамус. Последний активизирует гипофиз, который, продуцируя гонадотропные и другие гормоны, стимулирует обменные процессы (увеличивая рост и массу тела), а также деятельность половых желез и надпочечников. Эти эндокринные органы производят половые гормоны, которые формируют вторичные половые признаки. У мальчиков увеличивается половой член (пенис) и мошонка, появляется оволоснение на лобке, подмышках, теле, лице, ломается голос, развиваются мышцы и, наконец, происходят эякуляции (в 13—14 лет). У девочек происходит увеличение сосков, набухание молочных желез, появление волос на лобке, подмышках, формируются половые органы взрослой женщины и появляются менструации (в 12—14 лет). Физическое созревание в этом возрасте происходит неравномерно. Рост костного скелета может намного опередить развитие сердечно-сосудистой системы и тем самым вызвать слабость, утомляемость и неприятные субъективные ощущения в области груди. В 11 — 14 лет девочки по физическому развитию опережают мальчиков на 2—3 года, но уже к 15 годам мальчики опережают девочек.

Переживание физического развития

В этом возрасте происходит вторая телесная аутоидентификация, связанная с бурной перестройкой тела и ее маскулинными или фемининными чертами. Осознаваемые подростками соматические изменения занимают большое место в их душевном мире и могут создавать специфические для возраста переживания тревоги за свою внешность и непривычное тело. Чем более бурно протекает пубертат, тем острее недовольство ростом, развитием и утратой прежнего образа. Появляются сомнения в правильности развития, боязнь быть смешными и в связи с этим наблюдения за реакциями окружающих на их внешность. Они ищут подтверждений своей нормальности и взрослости. Особенное значение для подростков имеют рост, полнота, вторичные половые признаки, отставание первых месячных или размеры пениса. Для успокоения прибегают к взаимным обмерам тревожащих частей тела. Воспринимаемые особенности тела влияют на переживание своего воображаемого или реального физического  превосходства или дефектности, социальной важности или неполноценности. Образ телесного «Я», который создается у подростка, — отражение собственных качеств и способностей в восприятии и оценке окружающих. Если этот образ подростку кажется «уродливым», возникают так называемые «синдром Квазимодо», или «комплекс гадкого утенка». Мальчики чаще переживают свое «недоразвитие». Девочки в противоположность этому чаще страдают от опережения физического развития в сравнении со сверстницами и сверстниками. В процессе формирования сознания подростком особенностей строения тела возникает либо пассивное отношение к своим физическим слабостям, либо делаются попытки компенсации в другой сфере, либо появляется стремление исправить недостаток. Темпы полового созревания могут быть очень разными. При опережении на 4 года (начало в 8 лет) констатируется ускоренное, а при отставании на 2 года (начало в 15 лет) задержанное половое развитие. Акселерированные подростки в силу своих физических особенностей могут не бороться за свой социальный статус. Они воспринимаются как более зрелые, умные, сильные, поэтому их эмоциональное состояние может быть относительно более уравновешенным. Подростки, отстающие в своем телесном развитии (ретарданты), — инфантильны, демонстративны либо замкнуты. Их поведение более гибкое, для получения удовлетворяющего их социального статуса вынуждены привлекать к себе внимание показной храбростью, выдумками, авантюризмом или искать опекающей защиты более сильных. Такая активность чревата эмоциональным напряжением, разочарованиями и невротическими срывами, хотя для психологической перестройки у них значительно больше времени. Рано созревающие подростки имеют меньше времени для приспособления к своеобразию своего тела (в том числе и к вторичным половым признакам) и возникающему к ним новому отношению окружающих. Это нередко приводит к переживаниям своего воображаемого «уродства» или реальных, но временных диспропорций. Медленное изменение роста и массы тела позволяет подростку лучше приспособиться к ним, не заботясь о своих формах и внешнем виде. Даже нормально развивающиеся мальчики на фоне акселерантов могут воспринимать себя отстающими.

Психологические особенности

Темп психического развития во время полового созревания то ускоряется, то замедляется. В то же время формирование одних психических процессов опережает другие, т. е. созревание личности происходит диспропорционально. Появляющееся чувство взрослости резко увеличивает уровень притязаний, предвосхищающий будущее социальное положение, которого он еще не достиг. Умственное развитие достигает уровня гипотетико-дедуктивного мышления. Однако особенности межполушарного взаимодействия складываются к концу пубертата. А созревание лобных долей, определяющее планирование поведения, — еще позже. Аффективная сфера характеризуется склонностью к эмоциональной возбудимости, повышенной реактивностью, легкими переходами от экзальтации к депрессии. Типичны негативистические реакции. Общение для подростка составляет непростую задачу. Волнуют специфические возрастные вопросы: право на автономию, определение своего места в мире, выработка жизненной позиции, определение психосексуальной ориентации. Происходит социализация, успешность которой зависит от завершения образования, приобретения профессии, начала трудовой деятельности, материальной независимости и т. д. Расширяется диапазон социальных ролей, требующий перестройки ролевой структуры личности. Меняется субъективная значимость и соотношение разных ролей и отношений. При отсутствии равных социальных норм и требований к взрослым и детям подростковый период протекает трудно и приводит к конфликтам. Примером могут быть семейные отношения: чем они менее сплоченные, чем противоречивее требования к разным поколениям, тем больше трудностей у подростков.

Половое самосознание

Самосознание у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков. Они раньше взрослеют. У них раньше возникает сложная рефлексия, чувство одиночества, у них сильнее потребность во взаимопонимании и психологической близости. Они чаще пишут дневники, у них сильнее интерес к внутреннему миру литературных героев. Девочки в сравнении с мальчиками ориентируются на словесное общение больше, чем на совместную активность. Они считают себя менее общительными, но более искренними, справедливыми и верными (мальчики при оценке девочек отмечают меньшую смелость, общительность и жизнерадостность, но большую доброту, умение понять другого). Девочки охотнее отдают предпочтение мужскому статусу, чем мальчики женскому, свободнее в общении с мальчиками, чем мальчики с ними; у мальчиков больше потребность в достижениях и ориентации на будущее (Голод С. И., 1972). У девочек реальное и идеальное «Я» с возрастом объединяются. У мальчиков увеличивается рассогласованность идеального и реального «Я». Половое отнесение для подростков достаточно актуально, половые роли мужчин и женщин, сверстников и сверстниц воспринимаются дифференцированно (Каган В. Е. [и др.], 1988). Подростки не могут показать знаний о маскулинности и фемининности, подменяют понятия, отказываются охарактеризовать их, тем самым уходят от напряженно воспринимаемой темы и обнаруживают серьезный дефект бесполой педагогики, где упускается сфера взаимоотношения полов. Обязанности женщины рисуются как жертвы, требующие признания. Отношение к мужчине у девочек осуждающее. Мальчики представляют, что женщина ответственна за жизнь семьи, мужчина же ее необязательный помощник. Позиции мальчиков и девочек согласованны и образуют направление будущих отношений, чреватых конфликтом инфантильно-эгоистических требований друг к другу. Представления девочек о мужественности диссоциированы: романтический образ мужчины противостоит реальным требованиям к нему и его облику. У мальчиков портрет маскулинности более одноплановый и реалистичный. Фемининность девочки оценивали по эмпатийным и эмоционально-действенным качествам, а мальчики — по эмоциональной стабильности и отсутствию напряженности. Ни мальчики, ни девочки не выделили качеств женщины, выражающих ее отношение к мужчине (Юферева Т. И., 1980). У женщин, по мнению девочек, главное качество — женская гордость, а у мужчин — уважение к женщине. Выявленные тенденции отражают существующие противоречия демократизации половых ролей, прогнозируют будущие трудности сегодняшних подростков.

Сексуальное поведение

Возраст полового созревания — начало развернутых проявлений либидо. Сексуальные проявления определяются и биологическими, и социально-культурными факторами. Только одним уровнем половых гормонов (андрогенов) сексуальное поведение не объяснить. Гормоны можно рассматривать лишь как энергетический материал. Окружающая среда придает направление и определяет стиль сексуальной активности. Сексуальная активность подростков может опережать психосексуальное развитие и сексуальную потребность.

Подростковая сексуальность характеризуется несколькими особенностями:

  1. Сексуальность изолирована от других составляющих любви.
  2. Переживание сексуального влечения сильнее самого влечения. Ограничены возможности реализации влечения, и богатые эротические переживания создают напряжение, иногда с крайними формами сексуального поведения.
  3. Сексуальное поведение подростка — это сексуальное экспериментирование, состоящее из аутоэротической, гомосоциальной и гетеросоциальной направленностей.

Пубертатная мастурбация смягчает или снимает физиологический дискомфорт, порождаемый биологической потребностью, не находящей адекватного удовлетворения (Г. С. Васильченко). Мастурбация одновременно является экспериментом с собственным телом. Она отмечается у 96 % мужчин и 62 % женщин (Kinsey А., 1948; 1953). Средняя частота мастурбаторных актов у мальчиков 14—18 лет — 3 раза в неделю. Она чаще отмечается у здоровых в будущем мужчин и более редка у тех, у кого возникнут сексуальные расстройства. Среди женщин, не способных пережить оргазм, в 3 раза больше не мастурбировавших в подростковом возрасте. Число мастурбирующих девушек к 13,5 года — 22 %, к 15,5 года — 37,4 %, к 17,5 года — 50,2 % и к 18,5 года — 65,8 % (Данилов В. В., 1982). Техника мастурбации у девушек к 17,5 года весьма разнообразна: 70 % — стимуляция гениталий руками, 32 % — предметами, имитирующими половой член, 26 % — струей воды, 33,3 % — раздражением эрогенных зон (в основном груди), 40 % — стимуляция воображаемыми эротическими сценами и объектами. Отмечаемая подавляющим большинством специалистов безвредность подростковой мастурбации не означает ее психологической бесконфликтности. У подростков недовольство собой, связанное с мастурбацией, может вызывать серьезные переживания. Влечение к самостимуляции сталкивается с чувством вины. Цель — получить удовлетворение от мастурбации — скрывается от себя, воли для преодоления привычки недостаточно. Результатом поражения в борьбе с собой становится снижение самоуважения, сомнения в своей полноценности, опасения за будущее и душевный дискомфорт. Эти переживания могут стать основой для невротического комплекса, навязчивых действий и чрезмерной мастурбации. Как правило, душевные конфликты возникают у застенчивых, нелюдимых, застревающих на своих сомнениях мальчиков-подростков. Девочки чаще всего не расценивают свою сексуальную стимуляцию как мастурбацию, полагая, что она бывает только у мальчиков, и потому они редко бывают недовольны своим поведением. Сексуальные эксперименты подростков могут привести к половым контактам с животными (содомия). Такой опыт признают 22,4 % мужчин и 5 % женщин. Максимум такой активности падает на возраст 12—15 лет. Пубертатный петтинг — взаимные сексуальные ласки, приводящие к сексуальному возбуждению и включающие в себя любые действия, кроме интромиссии. Петтинг может быть поверхностным (объятия, поцелуи и ласки выше талии, через одежду) или глубоким (ласки обнаженного тела ниже пояса до орально-генитальных контактов). В эти ласки может входить взаимная мастурбация. Петтинг может быть гомосексуальным или гетеросексуальным, завершенным (до оргазма) или незавершенным. Эта сексуальная активность замещает половой акт. К 15,5 года легкий петтинг имели 60 % девушек. 92 % девушек 17,5 года пережили легкий петтинг, в 25 % случаев — завершенный. Число партнеров колебалось от 1 до 4. (В. В. Данилов). В 11—12 лет легкий петтинг испытали 1—2 %, в 17 лет — до 70 %, глубокий начали практиковать с 13 лет (девочки) и с 11 лет (мальчики) и к 17 годам его испытали 50—55 % (Schoffield M., 1968). Психологическое значение петтинга (более зрелой формы сексуальности, чем мастурбация) в том, что он осуществляет сексуальную разрядку, тренирует понимание не только словесного общения, но и специфического языка сексуального поведения сексуальных партнеров, дающего возможность чувствовать и предвосхищать потребности и реакции партнера. Пубертатный петтинг — школа освоения сексуальных отношений. В процессе его освоения объединяются платонический и чувственный компоненты любви.

Начало половой жизни. Первый сексуальный опыт в 14-летнем возрасте имеется у одного из 8 мальчиков и у одной из 16 девочек, через год таких уже в 2,5 раза больше. К 16 годам половую жизнь начали 50 % юношей и 40 % девушек (Кон И. С. [и др.], 1996). К 17—19 годам уже 66,5 % юношей и 47,2 % девушек имели первые половые контакты. Мотивы начала половой жизни у мальчиков-подростков до 17 лет: любовь у 15—20 % , настояния партнера у 15—19,2 %, экономические соображения у 5 %, любопытство у 55—41,6 %, физическая потребность у 5—16,4 %, сострадание у 5—1,4 %, совращение у 1,4 %. Мотивы у девушек до 17 лет — любовь у 25—42 %, настояния партнера у 25—21 %, экономические соображения у 25—1,6 %, любопытство у 12—13 %, физическая потребность у 1,6 %, сострадание у 3,3 %, совращение у 13,2 %, насилие у 12,5—3,3 % (Та-вит А., Кадастик Х., 1980). Более поздние материалы показывают, что 25 % подростков готовы к ранней половой жизни. Только 1/3 девочек считает, что потерять невинность можно лишь в браке. Обычно первые половые контакты происходят дома у юноши или девушек. Большая часть подростков знакомится с партнером в компании друзей или знакомых (28,7 % мальчиков и 38,3 % девочек), на дискотеках и на каникулах (11,4 и 17,4 % соответственно) и только 10 % на улице. 22 % мальчиков и 19,4 % девочек до первого полового акта не знали друг друга вовсе. Половину подростков ничто не связывает с партнером. Только треть девушек и 15 % юношей вступают в половые контакты после года отношений. Треть девушек и 50 % юношей совершили первый половой акт в алкогольном опьянении. В 1/3 случаев инициатива начала интимных отношений исходила от молодого человека, 22 % девушек сопротивлялись, но согласились (возможно, часть из этих случаев скрытое насилие), 7 % — сопротивлялись насилию до конца. К сожалению, об изнасиловании знакомым пострадавшие, как правило, никому не сообщают. В то же время сами подростки, насилующие своих подруг, не осознают своего поведения. 25 % подростков не осуждают тех, кто заставляет «переспать» против воли. Половина подростков не против того, чтобы за сексуальные услуги платили деньги. 56—58 % своему сексуальному поведению уделяют внимания не меньше, чем учебе (Кон И. С. [и др.], 1996). На возраст начала близости влияет сила либидо, установки в обществе (урбанизация, высокий уровень образования, благосостояние либерализуют их). На частоту добрачных связей в конкретных культурных условиях не влияют социальный статус, образование, место жительства, традиции родительской семьи. Большее значение имели дезактуализация двойного стандарта, демократизация установок на сексуальные связи до брака и объединения в одну группу молодежи. Раннему началу половой жизни у подростков 12—17 лет противостоят определенные мотивы: религиозные убеждения (5,4 % у мальчиков и 9,9 % у девочек), непривлекательность (9,3 и 20 % соответственно), опасение беременности (17,4 и 31,5 %), страх венерической болезни и СПИДа (30,7 и 40,9 %), отсутствие подходящего партнера (26,0 и 13,5 %), не было удобного случая (20,4 % и 7,7 %), противоречит моральным убеждениям (6,4 и 13,7 %), нет готовности к этому (13,9 и 26,0 %), нежелание огорчить родителей (7,9 и 15,9 %), нежелание быть использованным для чьего-то удовольствия (8,1 и 25,7 %). У подростков на первую близость возникает реакция нередко далекая от предполагаемой ими. Примерно две трети подростков считают, что поступили правильно; около одной пятой — что неправильно. Неудовлетворенность происшедшим пережили в зависимости от возраста от 10 до 40 % мальчиков и от 40 до 70 % девочек. На основании этих впечатлений трудно прогнозировать дальнейшую судьбу сексуальных отношений. Повторение близости в пределах суток — не чаще чем в 5 % случаев, в течение недели — примерно в одной трети случаев, в пределах месяца — в 50—60 %. При этом оно происходило с партнером первой близости у половины мужчин и у 2/3 женщин. Таким образом, представление о склонности подростков к беспорядочным половым связям с разными партнерами (промискуитету) сильно преувеличено. В настоящее время мораль в мире стала менее строгой, поэтому и характер сексуальности подростков не зависит напрямую от степени девиантности подрастающего поколения. Снижение возраста начала половой жизни, происходившее в предшествующие десятилетия, остановилось на уровне около половины «искушенных» к 16 годам.

Ключевые слова: Подростки, Возраст, Особенности
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Психологическая характеристика подросткового возраста
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Психопатологические кризисы подросткового возраста
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Младший школьный и подростковый возраст
Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Л. С. Выготский - О подростковом кризисе
Дубровина И. В., Возрастная и педагогическая психология
Характеристика подросткового возраста
Крутецкий В.А., Психология подростка
Детский и подростковый алкоголизм: причины и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Субкультуры подростков СССР
Кон И.С. - Психология ранней юности
Периодизация возрастного развития в отечественной психологии
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Оставить комментарий