Иван Павлов

Павлов Иван Петрович (1849- 1936 гг.) родился в Рязани, в средней полосе России. Он был старшим из одиннадцати детей сельского священника. Жизнь в такой большой семье с ранних лет приучила его к трудолюбию и ответственности. В 1860 г. Павлов поступил в семинарию, чтобы подготовиться к принятию сана священника. Позднее, прочитав об исследованиях Дарвина, Павлов изменил свои намерения. Он прошел несколько сотен миль до Санкт-Петербурга, чтобы поступить там в университет. Он выбрал специализацию зоопсихологии.

Павлов получил степень в 1875 г. и начал преподавать медицину. Он учился два года в Германии, затем вернулся в Санкт-Петербург, где в течение нескольких лет занимал должность ассистента исследовательской лаборатории.

Преданность Павлова экспериментальной науке была всецелой. Его не интересовали практические вопросы - заработная плата, одежда, условия жизни. Его жена Сара, на которой он женился в 1881 г., посвятила себя тому, чтобы оберегать мужа от мирских забот. Он придерживался жесткого графика и работал семь дней в неделю с сентября по май; летом уезжал в деревню.

Семья Павлова жила в нищете до 1890 г., когда он в возрасте 41 года стал профессором фармакологии Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Его преданность науке была так сильна, что мелочи жизни его не беспокоили. Он говорил, что это его не заботит.

Павлов был известен своим горячим нравом. Хотя в общении с окружающими Павлов всегда был прямым и честным человеком, но не слишком тактичным. Он был одним из немногих русских ученых, которые допускали к работе в своих лабораториях женщин и евреев (приходил в ярость при малейшем намеке на антисемитизм). У него было хорошее чувство юмора, и он умел ценить шутку.

Его отношения с советским правительством были трудными; он открыто критиковал октябрьскую революцию 1917 г. и советскую систему. Он писал письма протеста Иосифу Сталину - диктатору, который казнил и отправил в ссылку миллионы людей. Он бойкотировал научные конференции в знак протеста против режима. Только в 1933 г. Павлов признал, что Советы все же добились определенных успехов. Несмотря на свое негативное отношение к властям, Павлов получал щедрую поддержку от советской бюрократии и имел разрешение проводить свои исследования без правительственного вмешательства.

До конца своих дней Павлов оставался ученым. Он проводил наблюдения за самим собой, когда бывал болен, и день смерти не стал исключением. Умер от воспаления легких в 1936 г.

Условные рефлексы - это рефлексы, которые обусловлены или зависят от условий формирования ассоциативной связи между раздражением и реакцией. Научная деятельность по изучению условных рефлексов принесла Павлову мировое признание и Нобелевскую премию (1904).

В результате исследований Павлов пришел к выводу: научение может происходить только в том случае, если имеется подкрепление (кормление). Типичный пример: условный раздражитель (например, свет) начинает действовать (в данном случае зажигается лампочка). Немедленно появляется безусловный раздражитель (пища). После нескольких одновременных появлений света и нищи животное начинает испускать слюну уже при виде одного только света, то есть оно привыкает определенным образом реагировать на условный раздражитель. Между светом и пищей вырабатывается ассоциативная связь. Этот процесс научения может происходить только в том случае, когда включение света сопровождается появлением пищи достаточное количество раз.

Помимо изучения формирования условных реакций Павлов и его сотрудники исследовали и другие сопутствующие моменты, например, поощрение, затухание рефлекса, спонтанное восстановление, обобщение, установление различий, обусловленность высшего порядка.

Павлов продемонстрировал, что высшая нервная деятельность может изучаться в терминах физиологии, на подопытных животных без привлечения такого понятия, как сознание. В дальнейшем методы условных рефлексов получили широкое применение в бихевиоральиой терапии. Таким образом, работы Павлова оказали огромное влияние на уклон научной психологии в сторону большей объективности в предмете изучения и методах, а также усилил тенденцию к функциональности и практичности.

По иронии судьбы самое сильное влияние идеи Павлова оказали именно на психологию, то есть ту область, к которой он не особенно благоволил. В конце жизни Павлов изменил свое отношение и даже стал называть себя психологом-экспериментатором. Но как бы то ни было, его исходно негативное отношение к этой области науки не помешало психологам эффективно использовать плоды его трудов.