Свойства памяти

Субъекту деятельности необходимо сохранять воспринятую информацию. Это происходит благодаря памяти. Память можно определить как процессы организации информации в целях предстоящей деятельности; как систему «присвоения» информации личностью, превращение ее в «свою».

В общем виде память — это система средств запоминания и воспроизведения хранящейся у человека информации. Средства запоминания - это мнемические способности, орудия реализации мнемических процессов.

В основе мнемических способностей лежат природные механизмы запечатления информации. Их называют функциональными механизмами. В процессе созревания мозга и социализации личности природные способности надстраиваются культурными механизмами, которые называются операционными.

В процессе реализации любой профессиональной деятельности соучаствуют разные механизмы: и природные, и культурные. Разная мера представленности в процессах познания тех или иных механизмов определяет участие различных видов памяти в процессе реализации деятельности.

В кратковременной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но в таком виде она хранится недолго: всего несколько секунд.

Хорошая кратковременная память повышает эффективность любой деятельности. Особо следует отметить врачебное дело, работу спасателей, пожарных, милиционеров. Совершенно очевидно, что в ходе хирургической операции второстепенных деталей не бывает. Хирург обязан мгновенно охватить все признаки ситуации и учесть их (т.е. запомнить) в дальнейших действиях.

Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия, длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти - сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования.

Долговременная память хранит информацию впрок для предстоящей деятельности. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая обработка. Информация приобретает форму, в которой она может быть успешно присвоена субъектом деятельности.

Кратковременная память преимущественно связана с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационной ценности. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности.

Субъект деятельности получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Соотношение перечисленных видов памяти в реальной жизни зависит от характера деятельности и от индивидуальных особенностей работника, который будет опираться на наиболее развитый вид памяти.

Кроме того, в зависимости от характера запоминаемой информации можно выделить:

  • память на слова (словесная, или вербальная, память),
  • память на образы (образная),
  • память на движения (двигательная),
  • память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная),
  • а также память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

Результативную сторону памяти характеризуют процессы запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения, а также такие показатели, как:

  • производительность: количество запомненного и воспроизведенного материала (объем памяти); скорость запоминания и воспроизведения;
  • качество памяти: точность запоминания и воспроизведения;
  • надежность: прочность, вероятность быстрого и точного запоминания и воспроизведения.

Эффективность памяти, т.е. выраженность указанных показателей, предопределяют следующие факторы.

Характер запоминаемого материала:

  • объем;
  • структурированность;
  • новизна и привычность;
  • однородность и неоднородность.

Если число запоминаемых элементов превышает объем восприятия (7±2 единицы), то число проб, необходимых для научения, резко возрастает. Из этого следует, что количество материала, с которым работает субъект, не должно превышать верхней границы - 9 единиц. В противном случает резко возрастает количество ошибочных действий работника. Если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные. Кроме того, любое новое слово (новая информация), появившееся среди привычной информации, запоминается быстрее, точнее и надежнее. Тот же самый эффект распространяется и на привычную информацию, если она окружена непонятным материалом.

Связи запоминаемого материала с мотивами, личностными смыслами, эмоциями, Я-концепцией субъекта деятельности, а также с возрастными, половыми, профессиональными и этнопсихологическими особенностями человека. Информация, затрагивающая актуальное состояние мотивационной сферы личности, имеющая личностный смысл, запоминается полнее и надежнее.

Характер взаимодействия субъекта деятельности с материалом. Чем значительнее степень взаимодействия человека с той или иной информацией, тем выше вероятность точного и полного запоминания и воспроизведения ее. Экспериментально показано, что профессионал помнит не только результаты деятельности, но и этапы, особенности, нюансы того или иного процесса. Эта закономерность распространяется практически на любые виды деятельности.

Уровень развития природных и культурных (функциональных, операционных и регулирующих) механизмов памяти. Чем выше уровень развития функциональных, операционных и регулирующих механизмов памяти, тем значительнее вероятность успешного запоминания и воспроизведения любого материала (большого объема, незнакомого, плохо структурированного, неинтересного и непонятного). Профессиональная память отличается тем, что субъект деятельности способен проявить максимальную активность в отношении профессионально-важной информации. В этом случае работник сознательно управляет процессами организации индивидуального опыта.

Ключевые слова: Память
Материалы по теме
Развитие памяти в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Внимание и память
Халтагарова О.Д., Основы психологии. Часть 1
Память животных
Вейн А.М., Память человека
Воспитание памяти
Теплов Б.М., Психология
Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Рассеянный склероз
Клиническая психиатрия
Мнемические процессы
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Формы памяти
Вейн А.М., Память человека
Оставить комментарий