Общие понятия памяти

Научение может быть рассмотрено как последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации. В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как сохранение этой модификации.

Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память).

Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.

Память - это процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и оудущим и является познавательной важнейшей функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные ранее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека.

Основой долговременной памяти является формирование энграмм - структурно-функциональных комплексов запоминания информации.

Энграмма - след памяти, сформированный в результате обучения. Описание энграммы может быть выполнено как минимум по трем параметрам:

  • динамике развития процессов, приводящих к становлению следа;
  • параметру состояния энграммы, характеризующему ее готовность к воспроизведению;
  • по устройству энграммы, характеризующему механизмы, которые лежат в основе ее создания.

Эти три разных аспекта описания энграммы составляют основу трех направлений в изучении памяти. Первое исходит из принципа временной организации памяти и описывает динамику формирования энграммы в терминах кратковременного и долговременного хранения; второе, исключая временной компонент создания энграммы, оценивает степень ее готовности к воспроизведению; третье, анализируя нейронные и молекулярные механизмы памяти, может опираться как на принцип временной организации, так и на концепцию состояния энграммы.

Для образования энграмм непременным условием является достаточно длительная реверберация сигналов, связанных с информацией, находящейся в регистре первичной (кратковременной) памяти. Пролонгации реверберации способствуют следующие факторы:

  • во-первых, это неоднократное повторение воспринимаемой информации;
  • во-вторых, осмысление этой информации, установление её логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информацией, что резко сокращает количество необходимых повторений;
  • в-третьих, установка на длительное запоминание;
  • в-четвёртых, высокий интерес к запоминаемому материалу, что даже без повторного восприятия увеличивает длительность реверберации.

Существенное значение имеет функциональное состояние организма, степень утомления, а также эмоциональный фон, связанный с этой информацией.

Ключевые слова: Память
Материалы по теме
Характеристика процессов памяти
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Память младших школьников
Абдурахманов Р.А., История психологии
Приемы улучшения и развития памяти
Сухарев В. - Психология интеллекта
Память и обучение. Модусы обучения
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Процедурная и декларативная память
...
Виды памяти. Их краткая характеристика
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Расстройства памяти
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Особенности памяти младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий