Общие понятия памяти

Научение может быть рассмотрено как последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации. В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как сохранение этой модификации.

Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память).

Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.

Память - это процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и оудущим и является познавательной важнейшей функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные ранее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека.

Основой долговременной памяти является формирование энграмм - структурно-функциональных комплексов запоминания информации.

Энграмма - след памяти, сформированный в результате обучения. Описание энграммы может быть выполнено как минимум по трем параметрам:

  • динамике развития процессов, приводящих к становлению следа;
  • параметру состояния энграммы, характеризующему ее готовность к воспроизведению;
  • по устройству энграммы, характеризующему механизмы, которые лежат в основе ее создания.

Эти три разных аспекта описания энграммы составляют основу трех направлений в изучении памяти. Первое исходит из принципа временной организации памяти и описывает динамику формирования энграммы в терминах кратковременного и долговременного хранения; второе, исключая временной компонент создания энграммы, оценивает степень ее готовности к воспроизведению; третье, анализируя нейронные и молекулярные механизмы памяти, может опираться как на принцип временной организации, так и на концепцию состояния энграммы.

Для образования энграмм непременным условием является достаточно длительная реверберация сигналов, связанных с информацией, находящейся в регистре первичной (кратковременной) памяти. Пролонгации реверберации способствуют следующие факторы:

  • во-первых, это неоднократное повторение воспринимаемой информации;
  • во-вторых, осмысление этой информации, установление её логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информацией, что резко сокращает количество необходимых повторений;
  • в-третьих, установка на длительное запоминание;
  • в-четвёртых, высокий интерес к запоминаемому материалу, что даже без повторного восприятия увеличивает длительность реверберации.

Существенное значение имеет функциональное состояние организма, степень утомления, а также эмоциональный фон, связанный с этой информацией.

Ключевые слова: Память
Материалы по теме
Рассеянный склероз
Клиническая психиатрия
Мнемические процессы
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Формы памяти
Вейн А.М., Память человека
Свойства и виды памяти
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Свойства памяти
...
Общие характеристики продуктивности памяти
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Понятие памяти
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Основные процессы памяти
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Оставить комментарий