Темперамент и индивидуальные стили деятельности

Темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественного врожденного характера. Психологи давно заметили, что одни люди бывают вспыльчивыми, другие - спокойными, третьи-уравновешенными, четвертые-инертными. Это означает, что у них разные теммераменты. Впервые попытка описания видов темпераментов была предпринята древнегреческим врачом Гиппократом в Y в. д. н. э. Он связывал различия в поведении с преобладанием в организме у конкретного человека различных жидкостей: крови, лимфы и желчи, что не подтвердилось наукой.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение, соразмерность) - психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее, в свою очередь, на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхоличный. Это классическое деление людей по типам гемперамет а, но существуют и другие классификации (например, по У. Шелдону и др).

Русский физиолог Иван Павлов связал темперамент с проявлением в психической жизни типа нервной системы и, в частности, соотношения свойств процессов возбуждения и торможения, как сила, уравновешенность и подвижность.

  • Возбуждение - функциональная активность нервных клеток центров коры головного мозга, обеспечивающая образование и активизацию условно-рефлекторных связей, на основании которых функционирует психика.
  • Торможение - процесс затухания корковых связей, прекращение активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
  • Сила процессов возбуждения и торможения проявляется в работоспособности нервной системы, способности выдерживать воздействие сильных раздражителей.
  • Уравновешенность процессов возбуждения и торможения проявляется при сравнении их силы. Особенности соотношения процессов возбуждения и торможения: сбалансированы - уравновешены, не сбалансированы - не уравновешены.
  • Подвижность нервных процессов проявляется в скорости смен одного процесса другим. Показатель уровня адаптивности личности способность психики перестраиваться в соответствии с воздействием внешних раздражителей.

Исходя из этого, под темпераментом понимается свойство личности, которое определяет динамические особенности (темп, скорость, интенсивность) психики. Он определяет индивидуальный стиль деятельности человека.

Различное сочетание силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения характеризует специфические типы высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствуют свои особенности протекания психических процессов.

Тип высшей нервной деятельности не тождествен темпераменту: первое - понятие физиологическое, второе - психологическое.

Тип высшей нервной деятельности, который наследуется человеком, составляет физиологическую основу темперамента. В процессе жизни, под влиянием социальной среды, этот тип претерпевает изменения превращаясь в фенотип.

Вид темперамента — это определенная совокупность закономерно связанных между собой, психологических свойств, являющаяся общей у данной группы людей.

Сензитивность (чувствительность) - определяется наименьшей силой внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию человека, а также скоростью ее протекания. Это характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительность. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, повышенная тревожность, боязнь нового, порой их преследуют комплексы неполноценности, заниженный уровень притязаний и др.

Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Активность - степень энергичности человека при воздействии на внешний мир и преодолении препятствий на пути к цели.

Соотношение реактивности и активности определяется тем, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний, случайных событий или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакций проявляется в скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпе речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

Пластичность - способность человека приспосабливаться к внешним воздействиям.

Ригидность - свойство, противоположное пластичности. Она проявляется в том, насколько инертным и косным является поведение человека, его привычки, суждения.

Экстраверсия - преимущественная направленность личности вовне окружающих людей, внешние явления, события.

Интроверсия - преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.

Эмоциональная возбудимость — насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, то с какой скоростью она возникает.

Основные свойства темперамента используются при составлении психической характеристики его различных видов.

В реальной жизни практически не бывает ярко выраженных «чистых» видов темперамента. Так, например, человек может быть на 20 % холериком и на 80 % - сангвиником.

Рассмотренные четыре основных вида темперамента не могут исчерпать все многообразие индивидуальных форм. Между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. К тому же нужно помнить, что особенности проявлений психики зависят не только от присущего данной личности типа, но и от мотивов, от складывающихся обстоятельств и воздействий, от состояний личности и организма.

Каждому виду темперамента присущи свои достоинства и недостатки и нельзя делить темпераменты на хорошие и плохие. Просто для каждого темперамента нужно найти отведенную ему природой нишу.

Свойства нервной системы практически не меняются в процессе жизни человека. Но так как темперамент - это ограненные социальными условиями свойства нервной системы, то тренировкой и воспитанием можно корректировать (в известных пределах) его внешние проявления. Так, например, вспыльчивый холерик может научиться сдерживать себя, привыкнуть к самодисциплине, соблюдению режима дня и т.д.

Человек любого темперамента может принести пользу, успешно овладеть профессией, повысить свою квалификацию, если его правильно обучать и воспитывать. В таком случае и темперамент будет претерпевать изменения, так как он не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, неподвижным. Темперамент можно изменять, т.е. развивать его положительные черты и ослаблять отрицательные. У человека с любым темпераментом могут быть развиты высокие общественные свойства и качества личности.

Особенности темпераментов целесообразно учитывать при подборе и расстановке людей по специальностям и должностям. Различные специальности предъявляют свои требования к деловым возможностям человека. И эффективность его деятельности во многом зависит от психических характеристик темперамента.

Особенности темпераментов следует учитывать и в воспитательной работе: у сангвиника например следует периодически возбуждать чувство ответственности за начатое дело, проверять качество выполняемых заданий, т.е. контроль должен быть по существу, а не поверхностный. К людям с холерическим темпераментом следует предъявлять высокую, систематическую, ровную, справедливую требовательность, не предъявлять при этом грубости, невыдержанности, резкости в обращении; давать критическую оценку отрицательным чертам и указывать пути их устранения, преодоления. Флегматик требует систематического контроля, иногда повышенной требовательности; у него необходимо вырабатывать быстроту реакции, вовлекать в дела коллектива, давая поручения и контролируя их выполнение.

По отношению к меланхолику особенно недопустимы резкость, и вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, незаслуженные упреки, так как это особо тонкий, наиболее ранимый темперамент; требуется внимательность, чуткость, педагогический такт.

Учет особенностей темпераментов необходим также в процессе руководства людьми, ибо особенности темпераментов людей существенно влияют на успех их действий, да и на сам характер действий. И если руководитель, давая людям задание, будет учитывать особенности их темпераментов, то он добьется большего успеха, использует людей более рационально.

Наиболее благополучные семейные пары с устойчивыми максимально совместимыми отношениями отличаются противоположными темпераментами.

В дружеские отношения часто вступают люди одного темперамента, кроме холериков.

Наиболее универсальными партнерами являются флегматики, их устраивает любой темперамент, кроме собственного, пары флегматиков оказываются, как правило, неблагополучными.

Наряду с охарактеризованными видами темперамента И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности:

  • мыслительный;
  • художественный;
  • средний.

Мыслительный (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) - рассудительны, склонны к детальному анализу явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Умеренны в своих чувствах, сдержанны, обычно интересуются математикой, философией, склонны к научной деятельности.

Художественный тип (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) - мышление образное, эмоциональное живое восприятие действительности, стремятся к широкому кругу общения, типичные лирики, людей мыслительного типа рассматривают как «сухарей». Интересуются театром, искусством, поэзией, музыкой.

Средний тип (80%) - «золотая середина», разумное сочетание рационального и эмоционального, одно над другим может незначительно преобладать. По мнению И.П. Павлова преобладание типа высшей нервной деятельности зависит от воспитания в детстве (до 12-16 лет).

Ключевые слова: Темперамент, Индивидуальность, Деятельность
Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Индивидуальный стиль деятельности работника
...
Учет темперамента в деятельности
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Индивидуальный стиль деятельности
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Проявление темперамента в деятельности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Темперамент и деятельность
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Исследование активности как черты темперамента
...
Сущность деятельности руководителя
Трусь А.А., Психология управления
Социальная деятельность человека
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Оставить комментарий