Личность и среда

Определение и формирование личности как реальности требует выделения и соотнесения ее со средовыми факторами. Рождение человека, появление у него психики, формирование субъективной реальности у личности некоторым образом отрывает его от объективного реального мира. Тем не менее подлинная жизнь субъекта разворачивается в его внутрипсихическом поле. Реальный же мир всегда выступает средой, в условиях которой протекает его жизнь. На самом высоком уровне обобщенности можно вести речь о трех основных мирах: живом, неживом и психическом. Для личности все три мира представляют собой внешнюю среду, хотя по сути личность — это психическое явление.

Здесь полезно остановиться на двух моментах. Во-первых, личность не есть функция телесного, т.е. организма человека. Она возникает у человека при его рождении, как и вся психика, в виде потентности своего развития. Это схемы строения, общие механизмы динамики и другие потенциальные возможности, которые по мере развития конкретного человека предметно наполняются. Во-вторых, если допустить, что личность есть реальность, то организм человека выступает как среда относительно его личности. В соответствии с этими суждениями можно вести речь о среде физической (характеристики места жительства), среде социальной, среде психической - в плане выделения из нее индивидной психики, и среде биологической, где важную роль играют индивидуальные особенности организма индивида.

Личность и среду следует рассматривать не только как детерминирующее влияние одного на другое, но и как взаимодействие. Большое количество теоретических положений, эмпирических и экспериментальных фактов убедительно свидетельствуют о наличии влияния среды на личность. Не требует доказательства и факт влияния человеческой деятельности на среду, особенно искусственную.

Воздействующие на личность средовые факторы могут быть стационарно дейсвующими (например, климат), циклическими (время суток, времена года), атак же случайными. Направления воздействий могут быть стимулирующими (детерминирующими развитие) или тормозящими. Во взаимодействии осуществляются своего рода управление, поиск управляемых параметров и определние взаимодействий по этим параметрам. Одним из важных механизмов взаимодействия является стремление уравнять индивидов по всем личностным параметрам. Среда подавляет проявление высоких личностных качеств и стимулирует повышение низкоразвитых.

Физическая среда представляет собой единство природных условий жизни индивидов и социальных групп и искуссвенных, созданных руками человека. Она включает природу, территорию, здания и другие элементы цивилизации.

Единение физической и социальной сред находит выражение в культуре и цивилизации. Под цивилизацией, видимо, надо понимать совокупость условий жизни человека, включая возможность реализации постоянно растущих потребностей. Культура предпологает ориентацию образа и способа мышления на то, что называется духовным обликом индивидов и социальных групп.

Длительное время биологическая индивидуальность в понимании исследователей представляла собой, по-существу, единственный источник индивидуальности человека. Человек рассматривался как природное существо, продукт филогенетического и онтологического развития, единства врожденного и приобретенного (генотип и фенотип), носитель индивидуально-своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.). Однако в связи с пониманием личности как реальности необходимо ставить вопрос о биологической индивидуальности как средовом факторе своеобразия личности, т.е. окружающей среды. В связи с этим можно предположить существование не только биологической детерминации личности, но и взаимодействие в ней: социально-типичного и индивидуально-типичного,

Типичного - как наиболее распространенногог и как наиболее повторяющегося. Индивидуального - как неповторимого и обусловленного, например, индивидуальной биографией, конституцией и т.д.

Знание типов позволяет человеку в каждом незнакомце признавать своеобразие личности.

Для социологии и социальной психологии (социологический уклон) важен не объект исследования, а сам по себе фактор или один из факторов.

Все определения среды можно свести к следующим основным идеям:
- среда - это мы: средовые факторы создаются самим человеком и человек оказывает на них влияние;
- среда - это то, что нас окружает, все условия, которые влияют на нас (биологическое понимание формирующей роли среды);
- среда - это соотношение между людьми и окружением. Это эмоциональный фактор;
- среда - это элемент сверхсистемы, где существует обмен материей, энергий и информацией.

Окружающая среда включает кроме измеримых физических и химических величин еще и психологическую характеристику, которая выражается в том, какие отклики, чувства вызывает в нас окружающая среда, ускоряет или подавляет наши действия. Даже если человек под влиянием жизненных обстоятельств впадает в глубокую меланхолию, или он подавлен скорбью, и мало внимания уделяет среде, которая его окружает, то и в подобных жизненных эпизодах среда влияет на психику человека. Процесс восприятия не сводится только к формированию некоего образа, а сопровождается мускульным напряжением, изменением тонуса всего организма, что связано с эмоциями и действиями.