Специфика взаимодействия социальной среды и наследственности в формировании личности

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы его отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей жизни. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся окружающие человека естественная и социальная среды; к внутренним - биологические, наследственные факторы.

Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении.

Развитие человека-это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развитие и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют два фактора:
1. Социальный.
2. Наследственный.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Наука о законах наследственности (генетика) полагает наличие у людей множества различных задатков: от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности.

Человек несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, т.е., имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов заложены достаточно качественные наследственные факторы, а с другой - внешняя среда обеспечивает растущий организм.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные, независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития человека выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.

В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовались не только его тело, но и, прежде всего, кора головного мозга и центральная нервная система. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Если же человеческое дитя даже с «самыми лучшими» структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается.