Генотип — это врожденные генетически предопределенные особенности организма, но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то формируются приобретенные качества, своеобразно развиваются и проявляются и генетически предопределенные свойства организма, в результате формируется «фенотип». Анализируя реального человека или животного мы прежде всего можем определить его «фенотип», а «генотип» как бы скрыт, порой замаскирован, внешне искажен в зависимости от условий жизни.
Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан своими корнями с животным миром. Организм человека имеет много признаков, общих с млекопитающими: в том числе позвоночник, 7 шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутую кровеносную систему, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянную температуру тела, легочное дыхание, хорошо развитые нервную систему и органы чувств. Наиболее велико сходство человека с приматами. По критериям зоологической система-тики вид «человека разумного» (хомо сапиенс) относится к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, в который он входит в составе особого семейства гоминид. Высшее положение в отряде приматов занимает семейство гоминид, в которое объединяются человек и человекообразные обезьяны. Среди крупных современных человекообразных обезьян выделяют семейство понгид, в которое входят 3рода: азиатские орангутаны, африканские понгиды — это род шимпанзе ирод горилл. Именно с африканскими шимпанзе человек обнаруживает наибольшую степень близости по анатомическим, генетическим, биохимическим и прочим параметрам (99% генов человека и шимпанзе одинаковы).
Homo sapiens — «человек разумный», объем мозга которого достиг 1200—1700 см3, известный в антропологии под названием «кроманьонец» (останки его найдены в 1868 г. в Кроманьоне, Франция), появился около 40 тыс. лет до н. э. Археологические раскопки показывают, что кроманьонцы могли создавать до 150 типов каменных орудий, в том числе каменные ножи; имели прочные жилища — полуземлянки; занимались охотой, рыболовством. У них существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждого индивида. Складываются отдельные роды, появляются первичные формы религии: тотемизм — поклонение тотему — (животное, растение, явление природы), от которого произошел данный род. Появляется магия — ритуалы, обряды для воздействия на сверхъестественные силы, духи предков (шаманы, колдуны). Складывается система табу-запретов (запрет на кровосмесительство, каннибализм), система обрядов инициации; система поклонения предкам, животным. Происходит зарождение искусств.
С тех древних пор человек биологически, генетически и физиологически практически не изменился, но происходило бурное развитие психологических возможностей человека, его культуры, общественных форм жизни, среды обитания.
Взаимодействие наследственности, врожденности, пренатальной среды и личного опыта происходит сложным образом, обуславливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает очень широкие границы развития поведения, и внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности, а с другой стороны, один и тот же наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды. Но если есть генетические нарушения, неполнота генов или химическая разбалансировка, то организм может иметь физические аномалии или серьезную умственную отсталость.
Человек — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:
- общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги и прочая культура продолжала бы физически существовать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение;
- чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.
Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т. п.), на которые реагирует индивид в течение всей жизни и которые влияют на психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т. п. Влияния среды начинают действовать еще до рождения (недостаток питания, кислорода, стрессы и заболевания беременной женщины, физические и химические условия пренатальной внутриутробной среды могут иметь глубокие и необратимые последствия как для физического, так и для умственного развития ребенка). Особенности, имеющиеся при рождении, называют врожденными, хотя они могут быть не наследственными, а приобретенными во время внутриутробного развития организма. Могут в течение жизни возникать органические повреждения мозга вследствие заболеваний или травм, которые могут привести к умственной неполноценности. Различный личный опыт, накап-ливаемый людьми, приводит к различиям умений, знаний, убеждений, личностных особенностей. Дети, имеющие полно- ценный здоровый мозг, но воспитанные в ограниченной среде приютов для младенцев, могут проявлять сильную умственную отсталость, которая усиливается у старших детей. Споры о том, какой из факторов — наследственность или среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и перенеслись в экспериментальную сферу. Так, английский психолог Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% влиянием наследственности. Близнецы одного пола имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0,9, просто братья и сестры — дети одних родителей, генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности и поэтому коэффициент корреляции их интеллекта уже 0,5. Но близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут уже различными людьми, например: один из близнецов стал преступником, а другой — прекрасным юристом. Таким образом, взаимодействия наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека.
Американский психолог Вулвилл предложил 4 модели влияния внешней среды и опыта на развитие поведения:
- первая модель — «больничная койка» — ребенок в первые месяцы жизни находится под влиянием среды как беспомощный пациент;
- вторая модель — «луна-парк-» — ребенок выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя;
- третья модель — «соревнование пловцов» — человек осуществляет свой путь по определенной «плавательной» дорожке фактически независимо от внешних стимулов (среда выступает как поддерживающий контекст для поведения человека);
- четвертая модель — «теннисный матч» — осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и человеком, подобно тому, как теннисист приспосабливается к действиям своего противника и в то же время влияет на поведение другого игрока способом отражения.