Генетика, среда и психика человека

Что в психике человека обусловлено генетически, а что - социальной средой, жизненным опытом? От решения этого вопроса зависят технологии эффективного воздействия на людей, их обучения и воспитания. Здесь столько же решенных проблем, сколько и нерешенных. Но все сходятся в одном: и генотип, и среда формируют психику человека. Трудность заключается в том, когда и в какой степени они оказывают на психику преимущественное влияние.

В этом плане продуктивным оказалось введение понятия сенситивного периода развития человека. Оно предполагает существование возраста, позволяющего более успешно формировать ряд психологических качеств. Так, например, возраст от одного до трех лет является благоприятным для формирования правильной речи. Считается, что вклад генотипа более существен в ранние годы, начиная с момента рождения. Вместе с тем генотип обусловливает не более 50 % всех индивидуальных особенностей человека. Кстати, выявлено, что менее всего генотип влияет на черты личности, относящиеся к сфере межличностных отношений и к обществу в целом.

В возрастной психологии подчеркивается, что переход от одной возрастной группы к другой сопровождается ростом психологических трудностей, связанных с изменением отношений человека с социальной средой. В этой связи выделяют возрастные психологические кризисы. Так, для возраста от рождения до подросткового и юношеского характерны малые кризисы (1 год, 7 лет, 17-18 лет) и большие кризисы (новорожденный, 3 года, 13-14 лет). В зрелом возрасте эти кризисы наблюдаются в 33-35 лет («И это все, чего я мог достичь в жизни?!») и 45-55 лет («Нет, я просто так не сдамся!»).

На дальнейшее развитие сознания влияние будет оказывать прогресс прежде всего в сферах информационных технологий, генной инженерии и освоения космического пространства. И первой заботой человечества будет формирование системы ценностей и норм общественной жизни, определяющих уровень развития сознания человека.