Психогенетические исследования темперамента и личности

Многовековая история развития представлений о темпераменте создала прочную базу для развития современных теорий темперамента. Возможно, с этим связано относительное единодушие в определении критериев темперамента, существующее на сегодняшний день. Основные признаки темперамента, называемые в работах отечественных и зарубежных авторов):

  1. Формально-динамический характер или стиль поведения.
  2. Связь с биологическими подструктурами.
  3. Генетическая обусловленность.
  4. Проявление в раннем детстве.
  5. Онтогенетическая стабильность.
  6. Проявление в широком классе ситуаций (кроссситуативность).
  7. Проявление в максимально трудных для человека условиях.

Таким образом, под темпераментом понимаются формально-динамические особенности деятельности человека. Черты темперамента традиционно связывают с биологическими особенностями человека. Наследственная обусловленность является одним из критериев для отнесения какой-либо черты человека к чертам темперамента.

Как видим, одним из признаков темперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом.

В этом плане одним из наиболее известных являете Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесе. Исследование было начато в 1957 г. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации.

Было проведено лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес, 9 мес, 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы.

Следует обратить внимание на очень высокие корреляции МЗ начиная с младенческого возраста и зачастую чрезвычайно низкие корреляции ДЗ. Как правило, такие соотношения коэффициентов корреляции не характерны для аддитивного типа наследования количественного признака. Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах.

Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента.

Близнецовые исследования в целом демонстрируют большее сходство МЗ близнецов по показателям, относящимся к эмоциональности, активности и общительности. Что касается ДЗ близнецов, то здесь во многих работах отмечается низкое сходство, включая отрицательные корреляции. Сравнение сибсов, родителей и детей, в том числе и в семьях с приемными детьми, дает неоднозначные результаты.

Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.

Одними из наиболее исследованных являются экстраверсия-нейротизм-психотизм Г. Айзенка. Отметим, что часто эти свойства рассматриваются в категории свойств темперамента, в частности, в отечественной психологии. Сам Г. Айзенк был склонен рассматривать их как свойства личности.

В целом оценки наследуемости экстраверсии-интроверсии, полученные в результате обобщения многих работ, составляют порядка 40%, тоща как для нейротизма они несколько ниже - эО %. Данных по психотизму слишком мало и они противоречивы.

Впечатляющие результаты получены в 2000 г. (Reiss et al.) при исследовании более 700 сиблинговых пар подростков (однополые пары): МЗ близнецы, ДЗ близнецы, полные сибсы полусибсы, сибсы-неродственники из семей с приемными детьми. Подростки оценивались по антисоциальному поведению депрессии, успешности в школе, социабельности, самостоятельности, социальной ответственности и общей самооценке.

Поражают высокие коэффициенты наследуемости для таких характеристик, как антисоциальное поведение депрессия социальная ответственность, школьная успешность. Роль общей среды оказалась довольно значительной в показателях социабельности и самостоятельности (31 и 47 %) По-видимому, на эти характеристики влияет среда и ближайшее окружение подростков (общие друзья, учителя и т.п ) Подобные исследования открывают простор для дальнейших экспериментов, связанных с изучением наследственных и средовых факторов, влияющих на разнообразные психологические характеристики, относящиеся к личностной сфере.

Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента, чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента.

Исследования свойств личности в психогенетике базируются в основном на факторно-аналитическом подходе к изучению личности, который предполагает, что личность представляет собой иерархически организованную структуру: психологические особенности низшего порядка образуют совокупности взаимосвязанных характеристик (синдромы); те, в свою очередь, группируются в системы более высокого уровня и т.д.

В настоящее время выделяют пять глобальных факторов, наиболее обобщенно описывающих черты личности («Большая пятерка»). Психогенетические исследования этих характеристик свидетельствуют о вкладе генотипа в вариативность личностных черт, который составляет примерно 30-50%. Среди факторов среды приоритетной является различающаяся (индивидуальная) среда. Факторы общей среды в большинстве исследований обнаруживают очень низкие, практически нулевые, эффекты.

По всей видимости, личностные особенности являются комплексными признаками, в детерминации межиндивидуальной вариативности которых принимают участие множество факторов, в том числе и наследственность.

Ключевые слова: Генетика, Темперамент, Личность
Источник: Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Материалы по теме
Темперамент и личность
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Темперамент как свойство личности
...
Место темперамента в структуре личности
...
Эпигенетическая теория личности Эриксона
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Экстраверт и интроверт: различия, тесты
Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Личность как предмет психологического исследования
Мельник С.Н., Психология личности
Типологическая модель У. Шелдона
...
Психогенетические исследования наследственно обусловленных заболеваний
...
Оставить комментарий