Многовековая история развития представлений о темпераменте создала прочную базу для развития современных теорий темперамента. Возможно, с этим связано относительное единодушие в определении критериев темперамента, существующее на сегодняшний день. Основные признаки темперамента, называемые в работах отечественных и зарубежных авторов):
- Формально-динамический характер или стиль поведения.
- Связь с биологическими подструктурами.
- Генетическая обусловленность.
- Проявление в раннем детстве.
- Онтогенетическая стабильность.
- Проявление в широком классе ситуаций (кроссситуативность).
- Проявление в максимально трудных для человека условиях.
Таким образом, под темпераментом понимаются формально-динамические особенности деятельности человека. Черты темперамента традиционно связывают с биологическими особенностями человека. Наследственная обусловленность является одним из критериев для отнесения какой-либо черты человека к чертам темперамента.
Как видим, одним из признаков темперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом.
В этом плане одним из наиболее известных являете Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесе. Исследование было начато в 1957 г. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации.
Было проведено лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес, 9 мес, 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы.
Следует обратить внимание на очень высокие корреляции МЗ начиная с младенческого возраста и зачастую чрезвычайно низкие корреляции ДЗ. Как правило, такие соотношения коэффициентов корреляции не характерны для аддитивного типа наследования количественного признака. Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах.
Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента.
Близнецовые исследования в целом демонстрируют большее сходство МЗ близнецов по показателям, относящимся к эмоциональности, активности и общительности. Что касается ДЗ близнецов, то здесь во многих работах отмечается низкое сходство, включая отрицательные корреляции. Сравнение сибсов, родителей и детей, в том числе и в семьях с приемными детьми, дает неоднозначные результаты.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.
Одними из наиболее исследованных являются экстраверсия-нейротизм-психотизм Г. Айзенка. Отметим, что часто эти свойства рассматриваются в категории свойств темперамента, в частности, в отечественной психологии. Сам Г. Айзенк был склонен рассматривать их как свойства личности.
В целом оценки наследуемости экстраверсии-интроверсии, полученные в результате обобщения многих работ, составляют порядка 40%, тоща как для нейротизма они несколько ниже - эО %. Данных по психотизму слишком мало и они противоречивы.
Впечатляющие результаты получены в 2000 г. (Reiss et al.) при исследовании более 700 сиблинговых пар подростков (однополые пары): МЗ близнецы, ДЗ близнецы, полные сибсы полусибсы, сибсы-неродственники из семей с приемными детьми. Подростки оценивались по антисоциальному поведению депрессии, успешности в школе, социабельности, самостоятельности, социальной ответственности и общей самооценке.
Поражают высокие коэффициенты наследуемости для таких характеристик, как антисоциальное поведение депрессия социальная ответственность, школьная успешность. Роль общей среды оказалась довольно значительной в показателях социабельности и самостоятельности (31 и 47 %) По-видимому, на эти характеристики влияет среда и ближайшее окружение подростков (общие друзья, учителя и т.п ) Подобные исследования открывают простор для дальнейших экспериментов, связанных с изучением наследственных и средовых факторов, влияющих на разнообразные психологические характеристики, относящиеся к личностной сфере.
Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента, чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента.
Исследования свойств личности в психогенетике базируются в основном на факторно-аналитическом подходе к изучению личности, который предполагает, что личность представляет собой иерархически организованную структуру: психологические особенности низшего порядка образуют совокупности взаимосвязанных характеристик (синдромы); те, в свою очередь, группируются в системы более высокого уровня и т.д.
В настоящее время выделяют пять глобальных факторов, наиболее обобщенно описывающих черты личности («Большая пятерка»). Психогенетические исследования этих характеристик свидетельствуют о вкладе генотипа в вариативность личностных черт, который составляет примерно 30-50%. Среди факторов среды приоритетной является различающаяся (индивидуальная) среда. Факторы общей среды в большинстве исследований обнаруживают очень низкие, практически нулевые, эффекты.
По всей видимости, личностные особенности являются комплексными признаками, в детерминации межиндивидуальной вариативности которых принимают участие множество факторов, в том числе и наследственность.