Темперамент как свойство личности

Темперамент - одно из индивидуально-психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчеркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства. Темперамент является одной из наиболее общих, интегральных характеристик личности вместе с такими, как характер, направленность и др. С темпераментом связаны скорость и интенсивность реагирования на внешние эмоциогенные раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое. В повседневности темперамент проявляется в реакциях человека на слова собеседников, в его походке, жестах, мимике, речи, движениях и поступках.

Темперамент не обусловливает содержания деятельности и поведения личности. Он определяет стиль деятельности, способ и манеру реализации поведенческих действий. Другими словами, знание темперамента индивида дает ответ на вопрос, КАК тот действует в той или иной ситуации, но не ЧЕМ обычно занимается. По меткому замечанию Ф. Энгельса, личность характеризуется не только тем, ЧТО она делает, но и КАК она это делает. Темперамент определяет лишь динамические проявления психики (медлительность - торопливость, хладнокровие - горячность, общительность - замкнутость и др.). В этом плане темперамент позволяет с определенной степенью точности предсказать ситуативное поведение индивида.

Темперамент не дает ценностной оценки личности, ее мотивов, потребностей, целей, мировоззрения, политической ориентации, общей направленности. Но он содействует усвоению этих важных характеристик в жизнедеятельности человека по мере его взаимодействия с другими людьми.

Зарождение понятия и развитие учения о темпераменте (от лат. temperamentum - соразмерность, смесь) связывают с представителями так называемого гуморального направления, объясняющего психологическую сущность темперамента соотношением различных видов жидкостей (соков) в организме. Так, врачи Гиппократ и Гален рассматривали смешение четырех типов соков. На этом основании первоначально были предложены 13 типов темперамента, которые впоследствии были сведены до четырех:

  • холерик (в организме преобладает желчь, или «холе»);
  • флегматик (преобладание слизи, или «флегмы»);
  • сангвиник (преобладает кровь, или «сангвис»);
  • меланхолик (преобладает черная желчь, или «мелана-холе»).

Эти названия существуют десятки столетий, обогащаясь все новыми содержательными фрагментами.

Не обошли вниманием проблему различия людей Аристотель и Э. Кант, увидевшие главный отличительный признак индивидуальности в характеристиках крови (свертываемость, легкость, теплота). Повышенный интерес к устойчивым свойствам личности, выделяющим индивида из среды себе подобных, стимулировал поиск признаков темперамента по различным направлениям. Тип темперамента объясняли многими факторами самой различной природы: рыхлостью (плотностью) тканей и шириной просвета сосудов, толщиной стенок сосудов, размерами мозга, толщиной нервных путей, возбудимостью органов чувств, интенсивностью обменных процессов в организме, химическим составом (группой) крови, взаимодействием щитовидной и надпочечной желез, характером совместной работы симпатической и парасимпатической подсистем вегетативной нервной системы, тонусом нервной и мышечной систем.

Поиск информативных факторов принадлежности индивида к тому или иному типу темперамента не завершен до сих пор. Усилия ученых прикладываются в разных направлениях, обусловленных их научной предрасположенностью. Некоторые из этих направлений рассматриваются далее.

Ключевые слова: Темперамент, Личность
Материалы по теме
Место темперамента в структуре личности
...
Экстраверт и интроверт: различия, тесты
Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Темперамент и личность
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Психогенетические исследования темперамента и личности
Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Личностное развитие младшего школьника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Проблема описания структуры личности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Понятие о темпераменте личности
...
Обучение как процесс развития личности
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Оставить комментарий