Личность и социальная среда

2500 лет назад знаменитый философ Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто «по ту сторону одежды», половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы.

Бумага все стерпит. Но если хотите произвести на свет социологическое исследование, а не сочинение из серии «Как я провел лето», то есть определенные правила, которым нужно следовать.

Как биологические организмы мы существуем в физической среде и подчиняемся ее законам: падаем вниз, а не вверх, подчиняясь закону всемирного тяготения. Как «социальные животные» мы обитаем совсем в иной, а именно социальной среде. Она нематериальна, хотя ее законы действуют на нас столь же неумолимо. Нас отталкивает непрестижная или тяжелая работа, но притягивает легкая и престижная. Наши мотивы, предпочтения, действия, цели и выборы, с одной стороны, и созданные обществом социальные институты, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы, роли и статусы, с другой, формируют эту социальную среду — особую социальную реальность.

Широко известны факты раннего проявления способностей — музыкальных, живописных, математических, поэтических. Моцарт поразил знатоков своими музыкальными талантами, когда ему исполнилось 3 года. В 8 лет он создал свои первые симфонии. Н. Римский-Корсаков обратил на себя внимание богатой музыкальной памятью в 2 года. С. Прокофьев выступал в качестве композитора уже в 8 лет. У Рафаэля живописные таланты обнаружились в 8 лет, а у Микеланджело в 13. Фарадей изготовил первую электрическую лампочку в 13 лет, а Эдисон начал заниматься изобретательством в 12. Н. Винер, основоположник кибернетики, в 14 лет получил ученую степень, а английский математик У. Гамильтон в 12 лет владел 12 языками.

Одаренные дети встречались раньше и встречаются сейчас практически во всех странах, хотя далеко не всегда их вовремя распознают либо развивают. Редкие люди достигают уровня, называемого гениальностью. Умственная одаренность — биологически прирожденное качество. Оно может развиться, а может угаснуть. Необходимы сила воли, трудолюбие и мотивация к достижению, чтобы талант стал гением. А эти качества развиты, а точнее сказать, привиты, воспитаны у людей не в одинаковой мере. Большую роль играют семейное воспитание, школьное образование и усилия со стороны общества. Иначе говоря, социальная среда.

Люди с высоким самомнением живут значительно дольше тех, кто не доволен собой. К такому выводу пришли британские врачи. Проведенные ими исследования показывают, что высокое самомнение не только продлевает жизнь, но и повышает иммунитет. Кроме того, довольные собой люди меньше подвержены депрессиям, сердечно-сосудистым заболеваниям. В частности, именно благодаря высокому самомнению лауреаты знаменитой кинопремии «Оскар» живут в среднем на 4 года дольше номи-нантов, не получивших этой престижной награды.

А бывает и так, что ребенок, в котором не распознали одаренность, позднее становится гением и дарит человечеству великие открытия. Так, Энштейна и Менделеева школьные учителя считали бездарными. Талант П. Гогена проявился только в 38 лет, а С.Т. Аксакова — в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин и на этом пути сформировались как личности.

Таким образом, талант и гениальность — в значительной мере генетически унаследованные способности. Великим же человек становится благодаря своему трудолюбию, профессионализму и выдающемуся вкладу в развитие человеческой культуры.

Личность — результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творчески одаренными индивидами, но не личностями.

На протяжении XIX в. лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца — подобно микроскопическому гомункулу. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX в. накопилось такое количество новых фактов, которое вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключают возможность для человека стать полноценным членом общества, принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Личность — относительно поздний продукт социального развития.

Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающего ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно. Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверсников, порождает чувство своей неполноценности. Но одни могут преодолеть неловкость, связанную с природным недостатком, а другие погружаютмя в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Личность формируют такие отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные. Ни муравьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.
А.Н. Леонтьев

Различие индивидуальности и личности сказывается даже в повседневном языке. Мы склонны соединять слово «индивидуальность» с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная», «творческая». О личности же нам хочется сказать «сильная», «независимая», «энергичная». В индивидуальности мы ценим ее самобытность, в личности скорее самостоятельность. Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид».

Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твердым принципам. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.

Личность охватывает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Личность — это «особое качество», приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Оказывается, что у всякого человека существует врожденная потребность стать личностью. Именно личностью! Потому что потребность быть, точнее, оставаться индивидом еще мало что значит.

Потребность индивида быть личностью у одних развита в большей степени, а у других в меньшей. Социальное окружение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своем ребенке в наивысшей степени. Но среда может заглушить врожденное качество. И тогда человек становится безвольным существом, опускается на дно общества, иногда спивается или становится наркоманом.

Потребность индивида ощущать себя личностью, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний, представлена в его притязаниях, склонности к риску, альтруизму, наконец, в мотивации достижения.

Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личностью ребенок станет, лишь когда сам начнет действовать. На первых порах с помощью взрослых.

Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях — подавляя и развивая ее. Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность, и наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость. Современное демократическое общество, скажем США или Швеция, защищают естественные и гражданские права личности столь же надежно, как раньше защищала рыцаря прочная кольчуга.

Равнодушные отношения в семье, отсутствие теплоты и доверительности между родителями и детьми, бесконечные запреты, наказания, чрезмерная строгость подавляют свободу ребенка. Он вырастает черствым и агрессивным. Любой ребенок тянется к теплу и ласке, и когда он их не получает, у него формируется комплекс неполноценности. Вытесненные желания загоняются глубоко внутрь, и позже проявляются в извращенной форме — как чрезмерная жестокость или полное равнодушие к другим людям.

Изначально нет у меня цели проводить социологическое исследование! У меня сейчас их и так с десяток идет параллельно. Мне просто нужно разработать анкету. И используя свой опыт, я могу моделировать анкету и без программы исследования. Тем не менее хочется услышать мнения других о вопросах анкеты еще бы я начинал проводить социсследование с составления анкеты.

Внутренний мир такой личности как бы раздвоен: показная послушность, доходящая до чинопочитания и раболепия перед начальством, сочетается с затаенной агрессивностью, жаждой бунта и мести. Перед более сильными такой человек унижается, а более слабых норовит унизить сам.

Подавление своих чувств так же опасно, как полное освобождение стихии бессознательных инстинктов — разнузданность, невоспитанность, несдержанность. Поддаваться чувствам, страстям или страхам, вырвавшимся из подсознания, значит, вести себя как человек неразумный. Выражать рассудительность, здравомыслие и целеустремленность означает проявлять в себе более высокое начало индивидуальности. Однако стать личностью можно только в том случае, если развить в себе нравственное сознание. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним, противоположные эгоизму и своекорыстию, составляют фундамент человеческой личности, формирование которого начинается в обществе и семье.

Психологические исследования показывают, что довольство собой, фаворизация собственной персоны, превращение своего «Я» в эталон для оценки других — вещи весьма распространенные.

Без них невозможно завершение личности человека. Личность — высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над своим духовным миром. Вера в нравственные идеалы или в научную истину принадлежит той же самой области.

Для описания личности психологи чаще всего употребляют понятие Я-концепции.

Я-концепция выступает как совокупность представлений индивида о самом себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, понимаемая как интеграл различных образов Я, является ядром самосознания и вместе с тем — важнейшим регулятором внешней активности человека. В определенном смысле организация поведения, стиль общения и деятельности, в том числе и учебной, определяются характером осознания субъектом самого себя. В психологической литературе отмечается, что Я-концепция, выраженная в системе самоотношения человека к различным аспектам своего Я и эмпирически различаемая в самооценках, хотя и формируется с первых лет жизни, приобретает отчетливо осознанный характер именно на подростковом этапе взросления. Таким образом, Я-концепция может быть понята не только как «теория себя» или эффект осознания своего Я, но и как механизм регулирования всех видов активности. В сущности, здесь имеют место две составляющие: образ и самооценка образа. Я-концепция, таким образом, определяет не просто то, что собой представляет сам индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Исследования показали, что сумма в миллион фунтов способна в корне изменить человеческую личность, и превратить несчастного человека в жизнерадостного.

Исследование, проведенное по заказу Бюро судебной статистики США (US Bureau of Justice Statistics), свидетельствует, что от 75 до 90% опрошенных хотят, чтобы биометрия применялась шире как в частном, так и в общественном секторе. В частности, респонденты полагают, что системы биометрического сканирования повысят безопасность жизни, если их использовать в следующих областях: проверка личности по базам осужденных преступников при покупке оружия (91%); верификация личности при покупке по кредитной карте (85%); снятие наличных в банкомате (78%); доступ к документам с конфиденциальной информацией (77%).

Специфика Я-концепции подростка определяется «чувством взрослости», которое выражается в стремлении к самостоятельности, независимости от родительской опеки, ориентации на нормативы, принятые в среде сверстников.

Я-концепции впервые научно описал американский психолог У. Джемс (1890). Он предложил весьма простую формулу, которая стала потом классической, где самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям:

самооценка = успех/притязания.

Самооценка, естественно, может быть высокой или низкой. Кто достигает реальности в определении своего образа, тот обычно имеет высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между характеристиками образа и реальностью своих достижений, его самооценка будет низкой. При высокой самооценке человек действует уверенно, ощущает свою значимость, крепко держится на ногах, старается совершенствоваться, тянется к тому, чтобы стать лучше; при низкой — действует неуверенно, и от этого приобретает жалкий вид. В антрепренеры годится индивид с высокой самооценкой.

Структура Я-концепции включает в себя «образ телесного Я», «образ когнитивного Я», «образ социального Я» и «образ духовного Я». В психологии Я-концепция изучается при помощи разных методов: стандартизированные самоотчеты (тест — опросники, шкальные техники), методы свободного самоописания, проективные техники, психосемантические методы, например: шкалы Я-концепции Теннеси, шкалы детской Я-концепции Пирса—Харриса, шкалы самоуважения Розенберга, контрольного списка прилагательных Г. Гоха и др.

Тайна человеческого «Я» состоит в том, что он скроен из двух противоположных начал:

  • внутреннего опыта — представлений, чувств, желаний, мыслей, фантазии;
  • внешнего опыта — многочисленных реакций живого организма на стимулы-раздражители.

Внутренний опыт есть то, что доступно только ему одному и никому другому. Внешний опыт, напротив, есть то, что доступно и другим, а не только ему одному. Первый можно наблюдать только изнутри, переживая свои чувства и мысли. Второй включает такие движения, которые поддаются внешней регистрации. Первое сплошь субъективно, второе объективно. И никто не знает, равны они по своему объему или нет.

Самое интересное заключается в том, что даже их равенство ничего не сулит нам в будущем. Внешний и внутренний опыт — разноориентированные состояния. Упомянутая выше фраза «мысль изреченная есть ложь» лучше всего выражает суть дела. Стоит только одному из внутренних элементов достичь поверхности и попытаться выбраться наружу, как он тут же видоизменяется. Иногда так, что его не узнать.

Ключевые слова: Среда, Личность
Источник: Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Материалы по теме
Формирование личности и социальная среда
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Личность и среда
...
Специфика взаимодействия социальной среды и наследственности в формировании личности
...
Личность как субъект общественных отношений
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Методики определения личностной зрелости
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Особенности личности подростков
Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
История исследований личности
Мельник С.Н., Психология личности
Оставить комментарий