Личностное развитие подростков

Личностные изменения в подростковом возрасте настолько заметны и значимы, что создают кризисные черты в отношениях подростка к окружающим и к самому себе. Сущность кризиса в том, что стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию блокируется отношением окружающих взрослых и неудачами самого подростка.

Центральным новообразованием подросткового возраста является возникновение самосознания (Л. С. Выготский), развитие эгоидентичности (Э. Эрик-сон), которые субъективно переживаются как чувство взрослости.

В учебной деятельности подросток учится создавать, проверять и оценивать гипотезы, сравнивать реальность с теми событиями, которые могли бы произойти. При этом раздвигаются границы внутренней жизни, его мир наполняется образами-идеалами, представлениями о себе, о других и о мире в целом. Складывается субъективная готовность к любым событиям в жизни и поиску своего места в системе человеческих отношений. И в то же время происходит осознание своего бытия как не заполненного собственными поступками, выбором, событиями.

Подростки постоянно что-то доказывают себе и окружающим. При этом группой поддержки выступают сверстники, предоставляя подростку эталоны поведения, суждений, речи, эмоций. Из всех возрастных категорий подростки больше всего отличаются конформностью, зависимостью от мнения группы. При этом мальчики чаще следуют внешним по отношению к семье моделям поведения, острее противостоят семейным правилам и требованиям. Девочки больше дорожат эмоциональной привязанностью к родным и сложившемуся образу жизни своей семьи. Снижается авторитет родителей и их влияние. Подросток смотрит на родителей глазами товарищей, а дружба с товарищами строится на совместных делах. Выигрывает та семья, где дети вместе с товарищами участвуют в общих со взрослыми хозяйственных делах, в развлечениях, походах, спектаклях. Если родители нравятся товарищам, то и собственные дети гордятся ими, подражают им.

Признание прав и ответственности подростка в семье может свести к минимуму кризисные явления возраста. Там, где взрослые подчеркивают свои надежды на помощь сына или дочери и высоко ценят их участие в семейных делах, дети рано взрослеют, у них развивается забота и ответственность, умение распределять свое время и бюджет. В таких условиях бедная или неполная семья становится не зоной риска, а зоной взросления. Дети не уходят от семьи к товарищам, но привлекают товарищей к решению семейных проблем. Мальчики рано начинают искать работу и зарабатывать, девочки берут на себя домашние дела, заботы о младших.

И в специальных исследованиях, и в житейских наблюдениях можно выявить разную картину личностного развития у подростков, располагающих материальным достатком, но лишенных внимания взрослых, и подростков, ставших опорой семьи. Одних отличает социальная инфантильность, других - социальное взросление. Эта закономерность подтверждается и картиной личностного развития подростков в экстремальных условиях, например в период войны или в случаях потери кормильца семьи.

Какова же роль сверстников в личностном развитии подростков? Исследования показывают, что в общении с товарищами подросток реально выстраивает такие отношения, какие существуют у взрослых. Это доверие, признание равенства, верность другу, исполнение обещаний, взаимопомощь, сохранение секретов, правдивость, общность взглядов и интересов и т. д. Эти нормы отношений составляют кодекс товарищеской чести и соответствуют высокой морали взрослых. Характерно, что эти нормы отношений противоположны морали послушания, навязываемой взрослыми.

Однако часто нормы отношений с товарищами и со взрослыми у подростков не совпадают. Так, всем известны отговорки школьников, придумывание «уважительных» причин невыполнения поручений или уроков. И в то же время обман товарищей они считают недопустимым: «Если соврал и ребята узнают, что соврал, - тогда все, тогда хоть беги из класса», - заявляет пятиклассник.

Моральный контроль со стороны товарищей воспринимается более серьезно, чем контроль взрослых. Поэтому включение подростка в асоциальную группу представляет серьезную опасность. Такая группа создает барьер моральному влиянию взрослых. Возникает необходимость изменить направленность действий группы, чтобы изменить поведение подростка. Педагогический принцип А. С. Макаренко - воспитание личности через коллектив - больше всего соответствует подростковому возрасту.

Как уже отмечалось, в подростковом периоде происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Попробуем подробнее раскрыть содержание этого феномена.

1. Физиологические процессы приводят к изменению внешнего облика, и подросток присматривается к себе, выстраивает заново физический образ Я, оценивает свои возможности с учетом эталонов красоты и силы. Серьезные переживания вызывают низкий или слишком высокий рост, форма лица, полнота, цвет и длина волос и т. п. Ему нужно признание, чтобы утвердиться в своей привлекательности. К подросткам в полной мере относятся мудрые слова Э. Берна: «...быть красивой (так же, как иметь успех) - это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбки отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери... Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери - уродливую и глупую девочку, то они такими и будут».

2. Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношений. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношений, которые часто не устраивают подростка. Возрастает самостоятельность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не только неадекватной, но и непостоянной. От успешных или неуспешных поступков самооценка то неоправданно повышается, то резко снижается, и подросток чувствует себя никчемной личностью. Других он оценивает более объективно, чем себя.

Интересную деталь заметили психологи: школьники 5-7-х классов оценивают себя чаще всего завышенно, а учителя тех же классов оценивают их заниженно. Такая ситуация порождает аффективные реакции подростков, повышенную чуткость к оценочным суждениям и протест против несправедливости взрослых.

3. Под влиянием обучения, общения с товарищами, собственных размышлений у подростков формируется система жизненных ценностей. Прежде всего они подражают внешним проявлениям взрослости, «привилегиям» взрослых. Это - курение, алкоголь, взрослая форма одежды и мода, украшения, косметика, формы отдыха, кокетство и т. д. Все это усваивается путем подражания окружающим и киногероям как самый легкий способ демонстрации взрослости. Более «осведомленные» товарищи также приобщают «новичков» ко взрослой жизни с низкой культурой досуга в виде бесцельного хождения по улице, игры в карты, сексуальных игр. При этом познавательные интересы, учебная мотивация резко снижаются, подростки озабочены добыванием денег и идут по пути правонарушений. По данным Д. И. Фельдштейна, мотивом первых преступлений чаще всего выступает желание показать себя взрослым, бывалым, бесстрашным, раздобыть угощение для товарищей.

Мужество всегда выступает для подростков как высшая ценность. Но содержание этой нравственной категории существенно меняется в зависимости от того, будет она проявляться в браваде, негативизме или в природоохранных мероприятиях, в поддержании порядка на школьных вечерах или в участии в проведении смотров и определении победителей. Принципиальная позиция требует большого мужества.

Лучшие школы проводят важную работу по утверждению ценности знаний в глазах подростков. Досуг учащихся насыщается смотрами, конкурсами, интеллектуальными играми, встречами с интересными людьми, вечерами занимательной науки и т. д. Коридоры оформлены плакатами с занимательными заданиями, вопросами, нестандартными задачами, ребусами. И если подростки, поощряемые учителем, подбирают интересный научный материал, составляют жюри, подводят итоги и определяют первенство, - в школе создается своя интеллектуальная среда, направляющая ценностные ориентации учащихся.

4. Самосознание подростков становится серьезным механизмом саморегуляции поведения. Они начинают сознательно заниматься самовоспитанием и развивать в себе определенные качества, закалять свою волю, выносливость. Пренебрегают теплой одеждой, не хотят «кутаться», соревнуются в том, кто дольше сможет задержать дыхание или смотреть не моргая, выдержать боль при сдавливании пальцев и т. д. Все это - детские способы самовыражения во внешне эффектных действиях, в них проявляется стремление к мужеству. Но есть и такие подростки, которые в целях закалки обливаются водой в любое время года или самостоятельно осваивают музыкальные инструменты. Их самообладанию мог бы позавидовать взрослый.

Важную роль в саморегуляции подростков играют образы-идеалы. Любимые их герои - люди целеустремленные, активные, преодолевающие серьезные препятствия, победители в экстремальных ситуациях. Для подростков характерно сопереживание героям, личностное включение в воображаемую ситуацию, идентификация себя с героем. Сильное воздействие оказывают на них кинофильмы, телепередачи, художественная литература. Яркие образы-идеалы порождают мечты о героических делах и профессиях, о морских путешествиях, победах полицейских, пожарников, космонавтов, спортсменов, о яркой жизни. До воплощения таких мечтаний еще очень далеко, но они влияют на развитие интересов, увлечений и тем самым на поведение. Так, мечты о море могут пробудить интерес к географии и художественной литературе о путешествиях. Но могут и не вызвать. Многие современные подростки под влиянием рекламных роликов мечтают о путешествиях в качестве туристов и считают, что никаких знаний для этого не требуется.

Интересы подростков часто неустойчивы, но они всегда действенны, активны. Подростки включаются в разнообразные кружки, секции, даже в несколько сразу. А. Барто описывала это в шуточных стихах:
«Драмкружок, кружок по фото -Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок».

Ну, я выбрала по фото... Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали.

Конечно, такой разброс не содействует развитию способностей, но зато дает подростку осознание своих возможностей и перспектив дальнейшей деятельности. Это - самопознание через практические действия и в то же время накопление различных полезных умений.

Подростковый возраст - сензитивный период развития разнообразных интересов. Этому способствуют присущие подростку любознательность и любопытство. Он открыт для всего нового, необычного, ко всему хочет приобщиться. И многие способности складываются именно из подростковых увлечений. В частности, высокие спортивные достижения обеспечиваются тренировками, начинающимися в этом возрасте.

Разнообразие интересов, увлечений и самостоятельных занятий расширяет круг общения подростков и ставит их перед необходимостью самостоятельно планировать свой день. Исследования показывают, что такая самоорганизация дается нелегко и дети, намечая интересные и важные дела, с удивлением обнаруживают, что ничего не выполнили к сроку. Их надо научить планировать свое время, и лучше всего это сделать посредством вопросов типа: «Когда ты сможешь этим заняться?» «Тебе удобнее до уроков в школе или после?», «Есть ли у тебя необходимые материалы?», «Как проверишь качество сделанного?» и т. п. В младших классах день определялся расписанием уроков, теперь надо продумывать все самому. Но в этом и ценность подростковой ситуации развития.

Разнообразные увлечения включают подростка во все новые и новые группы сверстников. Создается объективная необходимость быть самим собой, выработать и сохранять свой стиль поведения, свои, хотя бы элементарные, принципы взаимоотношений.

Э. Эриксон называет это становлением эгоидентичности и считает его важнейшим личностным качеством, приобретаемым в подростковом возрасте.
Обобщая сказанное, можно подчеркнуть основные тенденции в личностном развитии подростков:
- осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность;
- увлечение всем новым, необычным, стремление все попробовать, во все включаться лично;
- расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых;
- усвоение кодекса товарищеской чести, морали равенства против морали послушания;
- активизация самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества;
- появление кумиров, идеальных образов, стремление копировать их хотя бы внешне.

Это возраст, когда начинает выстраиваться механизм саморегуляции в виде цепочки взаимосвязанных факторов: самосознание - самооценка - самовоспитание.

Источник: 
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология