Образование как общечеловеческая ценность

В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.


К основным функциям образования относят:

  • Оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.
  • Среда общения.
  • Средство развития и становления человека, как личности и профессионала.
  • Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.
  • Средство обеспечения преемственности поколений.
  • Фактор социального прогресса.

Ускоритель культурных перемен и преобразований.

Образование — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.

Основными элементами образования как конкретного образовательного учреждения являются: цели и содержание образования, способы его получения, формы организации, а также субъекты и объекты образовательного процесса, образовательная среда, результат образования.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.

Образовательные цели - это ожидаемые результаты, которых с помощью сложившейся системы образования стремится достичь данное общество в настоящее время и в ближайшем будущем. В современных условиях при отборе целей обычно учитывается как социальный запрос государства и общества, так и интересы индивида.

Различают внешнюю и внутреннюю цели образования. Внешняя состоит в развитии и жизнеобеспечении общества в целом. Внутренняя - в развитии личности каждого члена общества.

На основе анализа общечеловеческой культуры содержание образования следует понимать как совокупность:

  • системы знаний о природе, обществе, человеке;
  • опыта осуществления различных способов деятельности;
  • опыта творческой деятельности по решению новых проблем;
  • опыта ценностного отношения к миру.

В образовательном учреждении содержание образования представлено в виде деятельности преподавателя и обучаемого, конкретизировано в учебном плане. Содержание каждой дисциплины аккумулируется в программах, в соответствии с которыми разрабатываются учебники, учебные и методические пособия.

Виды образования. С начала XX в. в мире наблюдается процесс развития видов образования. Основаниями для их выделения являются:

  • тип научных знаний - биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и др.;
  • тип доминирующего содержания образования - теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественно-научное и др.;
  • вид освоения человеческой деятельности - музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское и др.;
  • тип освоения культурных ценностей человеческого общества -классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.;
  • масштаб освоения культурных ценностей - национальное, европейское, международное, глобальное и др.;
  • тип образовательной системы - университетское, академическо-гимназическое и др.
  • сословный признак - элитарное и массовое;
  • тип преобладания направленности содержания образования- формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно-научное, общее, начальное и высшее профессиональное и пр.
  • уровень образования - начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.

К способам получения образования в мировой и отечественной практике относят:

  • дневную и вечернюю формы обучения в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;
  • экстернат, т.е. самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении
  • дистантное, или дистанционное, обучение через компьютерную сеть с использованием обучающих программ;
  • заочная форма обучения, осуществляемая путем переписки или с помощью отдельных консультаций у преподавателей и предусматривающая сдачу экзаменов при конкретном заведении.

Формами организации образовательного процесса являются:

  • урок (35 или 45 мин.) - основная форма обучения в школе;
  • лекция (90 или 120 мин., с перерывом или без) - основная форма обучения в вузе;
  • семинар — практическое занятие всей учебной группы;
  • лабораторный практикум - Практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры, проведением эксперимента;
  • учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и т.д.;
  • групповые или индивидуальные консультации по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся.

Результат образования. В процессе обучения человек достигает определенного уровня образования: начальное, базовое и среднее школьное, неполное высшее и высшее. Каждый уровень подтверждается государственным документом - свидетельством о базовом школьном образовании, аттестатом об окончании средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Понятие «образованный человек» - культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывалось свое содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека.

Ключевые слова: Образование
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Модель образования как государственно-ведомственная организация
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Тенденции развития современной системы образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Мировые образовательные тенденции и модели образования в современных условиях
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Общее понятие о системе образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как социальный институт
Деркача А.А., Социальная психология
Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Концепции образования
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Оставить комментарий