Концепции образования

Концепции образования в своей основе имеют идеи о природе как человека (его созревании, росте, развитии, возможностях воспитания и обучения), так и различных групп людей. Менялись представления общества, расширялось научное знание и вслед за ними возникали новые взгляды на образование, его основания, цели и возможности. Время запрограммированных решений уходит в прошлое, возрастает неопределенность задач и ситуаций. Это влечет за собой пересмотр значимых психологических качеств специалиста. Например, индустриальная экономика требует от специалиста исполнительской точности, умения подчиняться власти и способности смиряться с пожизненным однообразным трудом. Информационная экономика выдвинула иные требования: способность быстро реагировать на изменения, быть инициативным, коммуникабельным и т. п.

Среди многочисленных теорий, сформулированных человечеством за всю свою историю, можно выделить десять, актуальность которых для педагогики не потеряна и сегодня.

1. Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора о гармонии как одном из начал всего существующего, в том числе и человека. Отсюда формулировалась и основная задача воспитания — привести в гармонию различные душевные движения, достигнуть надлежащего равновесия между телесной и душевной стороной человеческого существа.

2. Сенсуалистские теории также зародились в Античности. Аристотель и другие мыслители полагали, что способностью к образованию человек наделен от рождения. Однако дать образование может не каждый, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приемами и условиями психической жизни воспитанника. Выделялось три вида воспитания: физическое, нравственное и умственное. В качестве средства воспитания предлагалось изучение таких дисциплин, как грамматика, риторика, диалектика (логика), математика, графика, политика, музыка и астрономия. Наиболее полно этот подход был разработан Я.М. Коменским (см. часть II, гл. 1, § 1.1). Большой вклад в развитие сенсуалистских теорий внесли такие мыслители и педагоги, как Л.Н. Толстой, Шацкий, А.С. Макаренко.

3. Томистский подход — его основоположник, философ и теолог XIII в. Фома Аквинский, синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Он начинал с посылок, основанных на Откровении, и переходил к философскому исследованию человека и природы. В его модели педагогического процесса важнейшим агентом являлся учащийся, цель которого состоит в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Фома Аквинский особенно подчеркивал значение интеллектуальной дисциплины (жестко дисциплинированная рациональность дает человеку возможность встать на путь нравственного совершенствования), а в иерархии ценностей существенное место отводил практическим приложениям разума.

4. Гуманистические теории, зародившиеся в XIV—XV вв. (П. Верджерио, Х.Л. Вивес и др.), вновь обращают свой взор к воспитательному идеалу Античности — человеку со здоровым духом и телом. В начале XX в. гуманистическая педагогика пережила новый взлет (Э. Кей, Г. Гаудиг, А. Нил и др.). В современной зарубежной педагогике этот подход опирается на идеи психологов А. Маслоу, К. Роджерса и их последователей.

5. Апперцептивная теория исходит из положения, согласно которому обучение базируется на ассоциации идей и элементов опыта. Мышление детерминирует распределение идей между сознанием и подсознательным с помощью апперцепции (от лат. ad — к и регсерtio — восприятие) — явного и осознанного восприятия какого-либо впечатления, ощущения. Новые идеи вступают в ассоциативную связь с имеющимися идеями, образуя понятийную матрицу (апперцептивную массу). Установившаяся масса апперцепции нуждается в аккомодации к новому отгту. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников. Основные идеи этой теории были заложены в трудах Дж. Локка, затем получили развитие в работах И. Гёрбарта, огромную роль сыграли экспериментальные исследования Ж. Пиаже.

6. Марксистская теория имеет исторические корни в логических построениях Платона, И. Канта, Г. Гегеля и А. Смита. По сути своей это глубоко человечная теория, в отличие от множества различных марксистских интерпретаций педагогических идей К. Маркса. Теория исходит из предположения, что для собственно человеческого роста и полного созревания необходимы благоприятная среда и разумно устроенное общество, обусловливающие воспитание самостоятельной, социально активной и ответственной личности. Свобода личности достигается, не ее бегством от социальных связей, а благодаря им. Образование должно преодолевать отчуждение личности. Вмешательство государства в образование сводится к демократическому расширению доступа к нему, но воспроизведение собственно человеческого в человеке есть задача каждого отдельного индивида.

7. Бихевиористская теория в наиболее развитом виде представлена в трудах Б. Ф. Скиннера. Американский психолог подчеркивал возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Управление поведением, для которого нет альтернативы, предполагает создание условий для успешного усвоения знаний и умений. Отсюда берут начало программированное обучение и операционально определяемая таксономия целей педагогического процесса.

8. Педоцентристский подход восходит к идеям и практике Сократа, полагавшего, что добродетель есть знание и поэтому ей можно учиться. Сократ создал особый метод преподавания, носящий его имя. Ряд наводящих вопросов помогает мысли родиться в голове учащегося. Педоцентристский подход нацелен на адаптацию школы к ребенку, а не только ребенка к школе. В современном виде этот поход отчетливо изложен в работах Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф.У. Паркера, К.Д. Ушинского. Педагоги создают обучающую, воспитывающую и развивающую культурную среду, исследуя которую дети самообразовываются и самоопределяются (М. Монтессори, Ж.О. Декроли, СТ. Шацкий и др.). Роль педагога сводится к консультированию и помощи в самообразовании, саморазвитии.

9. Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса, основанными на понимании процесса выбора и принятия решения (С. Кьеркегор, М. Бубер, Н.И. Пирогов и др.). Экзистенциальная ситуация задается здесь и теперь, и в ее исходе важны не только традиции и принципы. Для самоопределения как единичной, отдельной, неповторимой личности, а не только как члена какой-либо группы растущему человеку необходимо установить отношения с другими Я и с Ты (Богом). Главное в педагогическом процессе — диалог личности с миром, в ходе которого возникает и укрепляется ее ответственность за себя и за мир. Положительный результат этого процесса зависит от степени истинности личности («быть, а не казаться»). Между жизненным потоком и обучением есть преемственность, поэтому оторванное от жизнедеятельности знание не может быть ни целью, ни содержанием образования. Материал обучения пропитывается внутренним духом учащегося.

10. Личностно-ориентированный подход — его основоположники акцент делают прежде всего на субъект-субъектном типе взаимодействия, реализуемого в совместной деятельности. Здесь представлены два полноправных деятеля, имеющих собственные мотивы, цели деятельности и соответствующие способности для ее осуществления. Обучающийся, опираясь на универсальные, надпредметные умения, способен к самостоятельной реализации деятельности благодаря опоре на свой индивидуальный опыт. При этом преподаватель открыт к взаимодействию, ориентирован на личность обучающегося, реализует демократический, поощряющий стиль руководства. Обучающийся активен, инициативен и открыт к взаимодействию с педагогом и группой.

Различные концепции образования не исключают, а скорее дополняют друг друга, их знание расширяет мышление педагога, обогащает его профессиональный инструментарий (средства, методы, приемы, формы). Суть педагогического мышления в том, что все общеобязательные принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и/или случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.

Источник: 
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика