Соотношение понятий «cпособности » и «качества»

С проблемой значения деятельности для развития способностей связан и вопрос о соотношении понятий способности и качества.

До сих пор существуют немалые разночтения в использовании и толковании близких друг другу терминов - «способности», «одаренность», «качества» - характеризующих возможности человека. В одном случае отказываются от понятия «качества» и говорят только О «способностях» (B.C. Фарфель, 1976). В другом оба используются как синонимы; в частности, так происходит в большинстве работ ПО психологии труда. Например, В. Д. Шадриков не разграничивает способности и качества. В третьем случае способность оказывается синонимом одаренности (А. Ф. Лазурский, 1921).

В результате порой бывает очень трудно разобраться, что же конкретно имеет в виду автор, использующий какое-либо из трех понятий. Такое положение не позволяет продуктивно разрабатывать целый ряд теоретических проблем, поскольку и ученые и практики лишены адекватного понятийного аппарата. Неудивительно, что вопрос о качествах в учебниках по психологии просто обходится стороной.

Необходимо определить эти понятия с учетом всех факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность их проявления. Только в этом случае можно установить, какое содержание целесообразно вкладывать в каждое из этих понятий и чем они могут отличаться друг от друга.

Возможности человека и эффективность его деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими. Эти индивидуально-личностные факторы, обусловливающие возможности человека, и подлежат рассмотрению в их отношении к разбираемым понятиям.

К врожденным (генотипическим) факторам относятся: конституциональные, морфологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом - соматотип, морфофункциональные особенности строения мышц: быстрые и медленные мышечные волокна); физиологические особенности (уровень максимального потребления кислорода); психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента); простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т. д.

К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся мотивы, знания, умения, а также возникающий в процессе тренировки прирост врожденных особенностей и факторов.

Между врожденными и приобретенными свойствами человека нет разрыва. Знания и умения быстрее приобретаются и достигают высшего качества у людей с определенными врожденными особенностями; в свою очередь обучение и тренировка способствуют развитию врожденных особенностей. Поэтому индивидуально-личностные особенности взрослого человека представляют собой сплав врожденных и приобретенных свойств, который И. П. Павлов назвал фенотипом.

Особенно важно выяснить роль врожденных факторов в проявлении личных возможностей человека в ряде случаев:

  1. если нужно понять, почему у двух и более субъектов при созданных им равных условиях деятельности и при одинаковом их стремлении к успеху достижения все же различны;
  2. если необходимо узнать, за счет чего разные субъекты добились одинаковой эффективности;
  3. если хотят дать прогноз достижений данного субъекта на будущее (когда хотят оценить перспективу его развития).

Таким образом, в практических целях требуется задействовать понятия, помогающие обозначить группы следующих индивидных и личностных факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность его деятельности:

  • отражающих роль врожденных особенностей человека,
  • отражающих роль приобретенных особенностей человека,
  • отражающих роль сплава врожденных и приобретенных особенностей человека.

Первая группа связывается мною со способностями и одаренностью, вторая - с опытом человека, третья - с качествами.

Очевидно, однако, что необходимо такое понятие, которое было бы отражением сплава врожденного и приобретенного. У В.Д. Шадрикова это способности фенотипа. Мне представляется, что более подходит понятие функциональное качество (термин «качество» широко используется в общей психологии: волевые и нравственные качества, в психологии спорта: двигательные качества, в психологии труда: профессионально важные качества, однако часто выступает синонимом «способностей»).

Функциональное качество - наличный уровень проявления какой-либо стороны возможностей человека, независимо оттого, чем этот уровень обусловлен: природными ли особенностями, их развитием или знаниями и умениями.

При этом в функциональные качества включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые помогают проявиться той или иной стороне возможностей (быстроте, точности действий, выносливости и т. д.).

Функциональные качества и способности по названию могут совпадать (например, качество быстроты и способность к быстродействию). Одна и та же сторона возможностей, например, концентрация внимания может выступать и как качество, и как способность. Все зависит от угла рассмотрения - фенотипа или генотипа, наличного уровня или прогноза.

Важным отличием понятия «качество» от способностей состоит в том, что первое может характеризовать не только функциональные возможности человека, но его как личность (личностные качества). Поэтому наряду с двигательными качествами, качествами ума, выделяют нравственные, волевые.

Ключевые слова: Способности, Качества
Материалы по теме
О соотношении понятий «способности» и «качества»
Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология
Общая характеристика способностей. Задатки
Штейнмец А.Э., Общая психология
Теория приобретенных способностей
Хрусталева Т.М., Психология способностей
Способности как интегральное личностное образование
...
Математические способности
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Тесты способностей человека
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Структура способностей
...
Технические способности
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Оставить комментарий