О соотношении понятий «способности» и «качества»

С целью деятельности в развитии способностей тесно связан и во­прос соотношения «способности» и «качества».

Существуют большие разногласия в использовании и толковании близ­ких друг другу понятий — способности, одаренность, качества, характеризующие воз­можности человека. В одном случае отказываются «качества» и говорят только о «способностях». В другом случае эти два понятия использовавших синонимы, в частности в большинстве работ по психологии труда. Например, В. Д. Шадриков не разграничивает понятия «способности» и «качества», хотя и считает второе понятие более широким, чем первое. В третьем «случае способность становится синонимо А. Ф. Лазурский). В результате по­рой бывает очень трудно разобраться, что конкретно имеет в виду автор, использую­щий какое-либо из этих понятий. Такое положение не позволяет продуктивно разра­батывать целый ряд теоретических проблем, так как и ученые и практики лишены адекватного понятийного аппарата. Неудивительно, что вопрос о качествах в учеб­никах по психологии просто обходят молчанием.

Приступая к обсуждению этого вопроса, мы должны прежде всего выяснить, на­сколько необходимо для теории и практики наличие всех этих понятий, можно ли обойтись без какого-нибудь из них. Такая постановка вопроса заставила предполо­жить, что все приведенные выше понятия определяют ряд факторов, влияющих на возможности человека и на эффективность его деятельности. Следовательно, начинать обсуждение поставленного вопроса надо с нахождения места рассматриваемых понятий в ряду всех факторов, обусловливающих возможности человека и эффек­тивность их проявления. Только в этом случае можно увидеть, в чем специфика использования каждого из этих понятий.

Возможности человека и эффективность его деятельности определяются как со­циальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факто­рами, так и врожденными, биологическими. Эти индивидуально-личностные факто­ры, обусловливающие возможности человека, и подлежат рассмотрению в их отно­шении к разбираемым понятиям.

К врожденным (генотипическим) факторам относятся конституциональные, мор­фологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом — соматотип, морфофункциональные особенности строения мышц: быстрые и медленные мышечные волокна), физиологические особенности (уровень максимального потреб­ления кислорода — МПК, психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента),простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т. д.

К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся мо­тивы, знания, умения, а также получаемые в процессе тренировки приросты врожденных особенностей и факторов.

Между врожденными и приобретенными свойствами человека нет разрыва. Зна­ния и умения быстрее приобретаются и достигают лучшего качества у людей с опре­деленными врожденными особенностями; в свою очередь, обучение и тренировка способствуют развитию врожденных особенностей человека. Поэтому индивидно-личностные особенности взрослого человека представляют собой нерасторжимое единство, образно говоря — сплав врожденных и приобретенных свойств, который И. П. Павлов назвал фенотипом.

Знание того, какого уровня факторами (генотипического, фенотипического или приобретенного) обусловлены в данный момент возможности и эффективность дея­тельности человека, важно при прогнозировании его успехов в настоящем и буду­щем. При оценке возможнос­тей человека в данный момент (например, в проявлении максимального быстродей­ствия) для нас не существенно, за счет чего, проявляются эти возможности — как результат обучения и тренировки или только в силу врожденных особенностей челове­ка. Здесь оценка возможностей абстрагируется от причин, их обусловивших.

Когда же нужно узнать, следствием чего являются наличные возможности челове­ка — врожденных особенностей, их развития или обучения, — то возникает необхо­димость в углубленном анализе компонентов, из которых складываются наличные возможности человека, группировании этих компонентов (факторов) по уровням и включении этих групп факторов в рамки определенного понятия.

Особенно важно выяснить роль врожденных факторов в проявлении наличных возможностей человека в следующих случаях:

  1. если нужно понять, почему у двух и более субъектов при созданных им равных условиях деятельности и при имеющемся у них одинаковом стремлении достижения все же различны;
  2. если необходимо узнать, за счет чего разные субъекты добились одинаковой эф­фективности;
  3. если хотят дать прогноз достижений данного субъекта на будущее (когда хотят оценить перспективу его развития)

Таким образом, для практики необходимы понятия, помогающие обозначить груп­пы следующих индивидно-личностных факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность его деятельности:

  • отражающих роль врожденных особенностей человека,
  • отражающих роль приобретенных особенностей человека,
  • отражающих роль единства врожденных и приобретенных особенностей человека.

Первая группа факторов соотносится со способностями и одаренностью, вторая — с опытом человека, третья — с качествами.

Очевидно, однако, что необходимо такое понятие, которое явилось бы отражением единства врожденного и приобретенного УВД. Шадрикова это способности. Мне представляется, что для этой цели больше подходит понятие «функцио­нальное качество (термин «качество» широко используется в общей психологии — волевые и нравственные качества, в психологии спорта — двигательные качества, в психологии труда — профессионально-важные качества, однако часто понимается Как синоним способностей).      

 Таким образом, функциональное качество можно определить как наличный уро­вень проявления какой-либо стороны/возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен — природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями (рис. 2.3). При этом в функциональные качества включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые/помогают проявлению той или иной стороны возможностей (быстроте, точности действий, выносливости и т. д.).

Функциональные качества и способности(по названию могут совпадать (напри­мер, качество быстроты и способность к быстродействию), или иначе: одна и та же сторона возможностей (функции — например, концентрация внимания) может вы­ступать и как качество, и как способность все зависит от угла рассмотрения феноти­па или генотипа, наличного уровня или прогноза

Важным отличием понятия «качество» от понятия «способности» состоит в том, что первое может характеризовать не только функциональные возможности челове­ка, но и человека как личность (личностные качества) Поэтому наряду с двигатель­ными качествами, качествами ума и т п, выделяют нравственные, волевые качества, причем первые не связаны с врожденными особенностями человека, а приобретают­ся в процессе его социализации и воспитания.


Функциональное качество, как и способность, не подменяет понятия «функция», «психический процесс». O6a они отражают лишь специфические стороны той или иной функции: у внимания — концентрацию (интенсивность), устойчивость, лабиль­ность, распределение его; у движения — силу, быстроту, выносливость и т. д. Однако функциональные качества могут быть простыми и сложными, характеризовать, не только отдельную функцию, но и деятельность в целом (быстрота чтения, бега), а способности характеризуют только ту или иную сторону функции.

Вопрос о превращении способностей в функциональные качества по существу обсуждается в работе Б. А. Федоришина и соавт. (1980), когда они пишут следующее: «В профессиональной деятельности токаря, водителя автотранспорта и хирурга чрез­вычайно важна координация движений обеих рук... Но вместе с тем сенсомоторная координация, четкость и точность двигательных действий сами по себе еще не явля­ются профессиональной способностью (читай: качеством. — Е. И.). Отличная коор­динация двигательных действий хирурга, сидящего за рулем автомобиля, не гаран­тирует механизм переключения скоростей в автомобиле от поломки из-за неумелого переключения. Профессиональная способность начинает проявлять себя тогда... ког­да сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-технологическим со­держанием. И это содержание различно у токаря, шофера, часового мастера и хирур­га. Таким образом, общий для всех этих специалистов психологический механизм реализуется затем в различных профессиональных способностях (читай: качествах. — Е. И.). Ясно также, что и сенсомоторные механизмы, рассматриваемые первоначаль­но как общие для данных специалистов, получают в дальнейшем свое специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной способ­ности они занимают и структурными элементами каких профессиональных способ­ностей являются. Все это в равной мере относится не только к психомоторике, но и к другим психическим процессам и явлениям».

Таким образом, в процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, получает свою огранку.

В заключение отмечу, что использование понятия «функциональное качество» как фенотипического образования, является компромиссом между крайними точками зрения на природу функциональных возможностей (приобретенные или врожден­ные) человека, как бы «примиряет» их.

Ключевые слова: Способности, Качества
Источник: Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология
Материалы по теме
Соотношение понятий «cпособности » и «качества»
...
Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
...
Общая характеристика способностей. Задатки
Штейнмец А.Э., Общая психология
Теория приобретенных способностей
Хрусталева Т.М., Психология способностей
Способности как интегральное личностное образование
...
Математические способности
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Тесты способностей человека
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Структура способностей
...
Оставить комментарий