О соотношении понятий «способности» и «качества»

С целью деятельности в развитии способностей тесно связан и во­прос соотношения «способности» и «качества».

Существуют большие разногласия в использовании и толковании близ­ких друг другу понятий — способности, одаренность, качества, характеризующие воз­можности человека. В одном случае отказываются «качества» и говорят только о «способностях» (В. С. Фарфель, 1976). В другом случае эти два понятия использовавших синонимы, в частности в большинстве работ по психологии труда. Например, В. Д. Шадриков не разграничивает понятия «способности» и «качества», хотя и считает второе понятие более широким, чем первое. В третьем «случае способность становится синонимо А. Ф. Лазурский). В результате по­рой бывает очень трудно разобраться, что конкретно имеет в виду автор, использую­щий какое-либо из этих понятий. Такое положение не позволяет продуктивно разра­батывать целый ряд теоретических проблем, так как и ученые и практики лишены адекватного понятийного аппарата. Неудивительно, что вопрос о качествах в учеб­никах по психологии просто обходят молчанием.

Приступая к обсуждению этого вопроса, мы должны прежде всего выяснить, на­сколько необходимо для теории и практики наличие всех этих понятий, можно ли обойтись без какого-нибудь из них. Такая постановка вопроса заставила предполо­жить, что все приведенные выше понятия определяют ряд факторов, влияющих на возможности человека и на эффективность его деятельности. Следовательно, начинать обсуждение поставленного вопроса надо с нахождения места рассматриваемых понятий в ряду всех факторов, обусловливающих возможности человека и эффек­тивность их проявления. Только в этом случае можно увидеть, в чем специфика ис­пользования каждого из этих понятий.

Возможности человека и эффективность его деятельности определяются как со­циальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, трениовки) факто­рами, так и врожденными, биологическими. Эти индивидуально-личностные факто­ры, обусловливающие возможности человека, и подлежат рассмотрению в их отно­шении к разбираемым понятиям.

К врожденным (генотипическим) факторам относятся конституциональные, мор­фологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом — сомато-тип, морфофункциональные особенности строения мышц: быстрые и медленные мышечные волокна), физиологические особенности (уровень максимального потреб­ления кислорода — МПК, психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента),простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т. д.

К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся мо­тивы, знания, умения, а также получаемые в процессе тренировки приросты врожденных особенностей и факторов.

Между врожденными и приобретенными свойствами человека нет разрыва. Зна­ния и умения быстрее приобретаются и достигают лучшего качества у людей с опре­деленными врожденными особенностями; в свою очередь, обучение и тренировка способствуют развитию врожденных особенностей человека. Поэтому индивидно-личностные особенности взрослого человека представляют собой нерасторжимое единство, образно говоря — сплав врожденных и приобретенных свойств, который И. П. Павлов назвал фенотипом.

Знание того, какого уровня факторами (генотипического, фенотипического или приобретенного) обусловлены в данный момент возможности и эффективность дея­тельности человека, важно при прогнозировании его успехов в настоящем и буду­щем. При оценке возможнос­тей человека в данный момент (например, в проявлении максимального быстродей­ствия) для нас не существенно, за счет чего, проявляются эти возможности — как ре­зультат обучения и тренировки или только в силу врожденных особенностей челове­ка. Здесь оценка возможностей абстрагируется от причин, их обусловивших.

Когда же нужно узнать, следствием чего являются наличные возможности челове­ка — врожденных особенностей, их развития или обучения, — то возникает необхо­димость в углубленном анализе компонентов, из которых складываются наличные возможности человека, группировании этих компонентов (факторов) по уровням и включении этих групп факторов в рамки определенного понятия.

Особенно важно выяснить роль врожденных факторов в проявлении наличных возможностей человека в следующих случаях:

1) если нужно понять, почему у двух и более субъектов при созданных им равных
условиях деятельности и при имеющемся у них одинаковом стремлении достижения все же различны;
2) если необходимо узнать, за счет чего разные субъекты добились одинаковой эф­фективности;
3) если хотят дать прогноз достижений данного субъекта на будущее (когда хотят оценить перспективу его развития)

Таким образом, для практики необходимы понятия, помогающие обозначить груп­пы следующих индивидно-личностных факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность его деятельности:

• отражающих роль врожденных особенностей человека,
• отражающих роль приобретенных особенностей человека,
• отражающих роль единства врожденных и приобретенных особенностей человека.

Первая группа факторов соотносится со способностями и одаренностью, вторая — с опытом человека, третья — с качествами.

Очевидно, однако, что необходимо такое понятие, которое явилось бы отражением единства врожденного и приобретенного УВД. Шадрикова это способности. Мне представляется, что для этой цели больше подходит понятие «функцио­нальное качество (термин «качество» широко используется в общей психологии — волевые и нравственные качества, в психологии спорта — двигательные качества, в психологии труда — профессионально-важные качества, однако часто понимается Как синоним способностей).

Таким образом, функциональное качество можно определить как наличный уро­вень проявления какой-либо стороны/возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен — природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями (рис_22). При этом в функциональные качества включаются не все при­обретаемые человеком знания и умения, а только те, которые/помогают проявлению той или иной стороны возможностей (быстроте, точности действий, выносливости и т. д.).

Функциональные качества и способности(по названию могут совпадать (напри­мер, качество быстроты и способность к быстродействию), или иначе: одна и та же сторона возможностей (функции — например, концентрация внимания) может вы­ступать и как качество, и как способность все зависит от угла рассмотрения феноти­па или генотипа, наличного уровня или прогноза

Важным отличием понятия «качество» от понятия «способности» состоит в том, что первое может характеризовать не только функциональные возможности челове­ка, но и человека как личность (личностные качества) Поэтому наряду с двигатель­ными качествами, качествами ума и т п, выделяют нравственные, волевые качества, причем первые не связаны с врожденными особенностями человека, а приобретают­ся в процессе его социализации и воспитания.

Функциональное качество, как и способность, не подменяет понятия «функция», «психический процесс». O6a они отражают лишь специфические стороны1той или иной функции: у внимания — концентрацию (интенсивность), устойчивость, лабиль­ность, распределение его; у движения — силу, быстроту, выносливость и т. д. Однако функциональные качества могут быть простыми и сложными, характеризовать, не только отдельную функцию, но и деятельность в|целом (быстрота чтения, бега), а способности характеризуют только ту или иную сторону функции.

Вопрос о превращении способностей в функциональные качества по существу обсуждается в работе Б. А. Федоришина и соавт. (1980), когда они пишут следующее: «В профессиональной деятельности токаря, водителя автотранспорта и хирурга чрез­вычайно важна координация движений обеих рук... Но вместе с тем сенсомоторная координация, четкость и точность двигательных действий сами по себе еще не явля­ются профессиональной способностью (читай: качеством. — Е. И.). Отличная коор­динация двигательных действий хирурга, сидящего за рулем автомобиля, не гаран­тирует механизм переключения скоростей в автомобиле от поломки из-за неумелого переключения. Профессиональная способность начинает проявлять себя тогда... ког­да сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-технологическим со­держанием. И это содержание различно у токаря, шофера, часового мастера и хирур­га. Таким образом, общий для всех этих специалистов психологический механизм реализуется затем в различных профессиональных способностях (читай: качествах. — Е. И.). Ясно также, что и сенсомоторные механизмы, рассматриваемые первоначаль­но как общие для данных специалистов, получают в дальнейшем свое специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной способ­ности они занимают и структурными элементами каких профессиональных способ­ностей являются. Все это в равной мере относится не только к психомоторике, но и к другим психическим процессам и явлениям» (с. 18).

Таким образом, в процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, получает свою огранку.

В заключение отмечу, что использование понятия «функциональное качество» как фенотипического образования, является компромиссом между крайними точками зрения на природу функциональных возможностей (приобретенные или врожден­ные) человека, как бы «примиряет» их.

Источник: 
Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология