Профессиональные деструкции - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
По мнению Э.Ф. Зеер, понятие профессиональной деструкции шире понятия профессиональной деформации. Наиболее распространенным является определение профессиональной деформации, предложенное Э.Ф. Зеер: профессиональная деформация - изменение уровня выраженности профессионально важных качеств под влиянием содержания деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности.
Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда.
Системообразующим фактором личности является направленность. Она характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы в состав направленности также включают отношения, ценностные ориентации и установки. Компонентами профессиональной направленности являются мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности. Деформация профессиональной направленности приводит к профессиональному отчуждению и снижению мотивации достижения профессиональных успехов (выученная беспомощность).
Второй подструктурой субъекта деятельности является профессиональная компетентность. Компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.
А.К. Маркова выделяет еще один вид компетентности -экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
В прикладной психологии компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Негативные изменения данной подструктуры субъекта деятельности проявляются в некомпетентности и консервации профессионального опыта.
Важнейшими составляющими профессиональной деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности.
Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк спроектировали четырехкомпонентную структуру личности.
Таким образом, профессионально важные качества - это - психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой набор этих качеств.
Выделяют следующие профессионально важные качества:
- наблюдательность;
- образную, двигательную и другие виды памяти;
- техническое мышление;
- пространственное воображение;
- внимательность;
- эмоциональную устойчивость;
- решительность;
- выносливость;
- пластичность;
- настойчивость;
- целеустремленность;
- дисциплинированность;
- самоконтроль и др.
Длительная эксплуатация одних и тех же профессионально важных качеств приводит к изменению уровня их выраженности, т.е. к профессиональной деформации.
Четвертой профессионально обусловленной подструктурой личности являются профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность и др.
Чрезмерное проявление данных психофизиологических свойств порождает профессиональные акцентуации.
Влияние профессии на индивида может быть двояким:
- профессия способна заострить те или иные индивидуально-психологические особенности личности;
- профессия может оказать влияние на формирование девиаций в силу рискованности, специфичности, темповых и иных особенностей профессиональной деятельности.
Так, у представителей художественного типа деятельности (музыкант, актер, художник) формируются такие качества, как незрелость, утонченность, интровертированность; у банковских служащих, торговых работников - консервативность, ответственность, маскулинность, нескромность, экстравертированность.
Особой разновидностью девиантного коммуникативного стиля вне профессиональной среды является «профессиональный кретинизм», под которым понимается стиль поведения индивида и осмысления им действительности сквозь призму собственной профессии. Примером является оценивающее (диагностирующее) поведение психиатра вне больницы, командирский стиль военного при общении с детьми и женой.
«Синдром эмоционального выгорания» наблюдается у медицинских работников, который проявляется в эмоциональной черствости, снижении чувства опасности, раздражительности (хирурги и медсестры хирургического профиля).
Работникам правоохранительных органов, военнослужащим, спортсменам присуще агрессивное отклоняющееся поведение. Аутоагрессивное поведение - склонность у медработников и лиц творческой профессии.