Мышление

Общая характеристика. Мышление — социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, то есть процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Существуют различные психологические теории мышления.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно, путем установления связей и отношений между предметами и явлениями.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом.

Опосредствованиепознание с использованием вспомогательных средств. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что в восприятии не дано.

Мышление дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений. Таким образом, если восприятие — отражение единичного предмета в его внешних, чувственно воспринимаемых чертах, то мышление — это отражение общего в единичном, существенного в случайном.

Чувственное познание является основой мышления, через него мышление непосредственно связывается с внешним миром.

Мышление, являющееся психическим процессом, совершающимся в коре головного мозга, по своей природе социально, поскольку для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается па свернутую внутреннюю речь, ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому придумать любую задачу, то в речевом анализаторе начнется сложная деятельность, которую можно зарегистрировать.

Мышление как деятельность и решение мыслительных задач. Решение мыслительной задачи обычно проходит четыре этапа: возникновение проблемы, построение различных гипотез возможного решения, принятие решения и его проверка.

В активный мыслительный процесс личность вовлекается в результате появления той или иной проблемной ситуации, которая возникает тогда, когда в процессе Деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, непонятным. Вслед за смутным, малоосознанным впечатлением, сигнализирующим о том, что в деятельности «что-то не так», начинается анализ проблемной ситуации, формулируется задача — цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее человеку удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное (искомое).

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для решения задач:

  • ориентировочные действии (анализ условий, возникновение гипотезы);
  • Исполнительные действия (выбор приемов решения задач);
  • нахождение ответа (сверка решения с исходным условием). Окончательное решение задачи означает, что искомое полностью найдено, определено.
Темы: 
Материалы по теме
Конкретное и абстрактное мышление
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Мышление и решение задач
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Основные мыслительные процессы
Теплов Б.М., Психология
Мышление как объект логики
Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: Учебное пособие: ИКФ Омега-Л; Москва; 2002
Процесс социального мышления
...
Место образного компонента в мышлении
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Аутистическое мышление
Карпов А.В., Общая психология
Научное мышление
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Оставить комментарий