Понятия мотивации и мотивировки

Поступки, поведение и деятельность можно осознанно направлять через процесс мотивации. Мотивацию понимают по-разному:
- как процесс формирования мотивов человека, ориентирующих его на определенное поведение (поступок, деятельность);
- как систему факторов, определяющих и поддерживающих активность человека (последние, кстати, включают и сами мотивы);
- как средство реализации ранее сформированных мотивов.

Различают мотивацию:
- диспозиционную, при которой поведение человека определяется его «чисто» внутренними, личностными диспозициями (потребностями, мотивами, целями, намерениями, желаниями, интересами, установками);
- ситуационную, когда его поведение направляется ситуацией, внешними условиями, иногда называемыми стимулами.

Реальное поведение человека обусловлено сложным взаимодействием внешних условий и личностных диспозиций. Это подтверждается обзором взглядов на мотивы. Читатель убедился в том, что включение в понятие мотива какой-либо одной доминанты (потребности, нужды, тревожности, отдельных личностных свойств и т.п.) обеспечивает лишь факт влияния, но не полноценную ее детерминацию поведения, которая позволяла бы прогнозировать поведение человека или успешность деятельности с необходимой для практики точностью. Это подводит к мысли о том, что мотив должен рассматриваться как многокомпонентный психологический феномен, включающий целую совокупность доминант.

Такая постановка в психологии не нова, однако актуальность ее со временем растет в связи в запросами практики и построением общей теории психологии. Еще А. Ухтомский, автор известного принципа доминанты, искал компоненты мотивов, исходя из целостности физиологических, психологических и мировоззренческих аспектов. Изучал связь мотивов с установками, потребностями и волей Д. Узнадзе. Работы Л. Божович выявили взаимосвязь мотивов с направленностью личности индивида и его отношением к среде.

Однако структура мотива не может включать в себя бесконечное число доминант, что привело бы к тождеству между понятием мотива и самой личностью. По мнению Е. П. Ильина, «границы» мотива проходят на уровне потребностей (с одной стороны) и на уровне намерений (с другой стороны), оставляя «за бортом» стимулы и структуру исполнительского действия.

Многодоминантность мотива усложняет процесс мотивации индивида, так как требует знания «весовых» характеристик каждой из составляющих. Какие из них могут сыграть роль наиболее интенсивного побудителя активности человека? Без ответа на этот вопрос проблематично построить рациональную систему мотивационных усилий, направляющих деятельность к эффективным результатам.

В этом плане ведется дискуссия о возможности (или невозможности) детерминации одной деятельности одним (или несколькими) мотивами. Очевидно, поиск решения этого вопроса целесообразно отложить до формирования единого понимания феномена мотива. Так, если мотив понимать как потребность, то каждая деятельность может быть обусловлена многими мотивами (полимотивирована), так как ее могут побуждать несколько потребностей. Например, профессиональная деятельность может побуждаться потребностью (мотивами) заниматься любимым делом или потребностью в материальных благах, власти, самоуважении и др.

С позиций полимотивированности деятельности иногда говорят о борьбе мотивов в структуре волевого процесса при принятии решений. Такая постановка вопроса вызывает вполне справедливые замечания ряда психологов. Ведь по определению мотив - это уже наличие побуждения, требующего активности (действия, поведения, деятельности). Мотив не делит «власть» с себе подобными. Его появление «запускает» деятельность. Мотив появляется в результате процесса мотивации, где борьбу ведут не мотивы, которые еще не сформированы, а, как говорит Е. Ильин, мотиваторы - психологические факторы, учитывающие при принятии решений условия предстоящей деятельности, ее последствия, материальную и нравственную обоснованность и многое другое. Наиболее «удачливые» мотиваторы вытесняют своих соперников и участвуют, в формировании соответствующего мотива-победителя.

Если же мотив понимать как сложное многокомпонентное образование, то можно говорить о мономотивации. Иногда мономотивацию объясняют как «встроенность» частных, вторичных мотивов (по Е. Ильину) в общий, соответствующий конечной цели деятельности.

Процесс мотивации индивида следует отличать от мотивировки.

Мотивировка - даваемое человеком объяснение своим поступкам и действиям, их причинное обоснование. Мотивировка может быть использована человеком для:
- осознания своих действительных мотивов;
- оправдания своих действий, вызвавших негативный резонанс в окружающей его социальной среде;
сокрытия своих действительных мотивов в ситуации, угрожающей осуждением его действий со стороны окружающих людей.

Когда у человека проявляется побуждение к определенному действию или поведению, говорят, что он мотивирован, или находится в мотивационном состоянии. Это понятие не следует путать с мотивировкой, осуществляемой самим человеком по указанным выше причинам. Мотивационные состояния порождаются не только потребностями человека, но и его интересами, желаниями, установками, бессознательными факторами (например, гипнотическими внушениями).

Так, интересы выражают направленность мотивационной сферы человека на познание конкретных явлений окружающей среды, того или иного вида деятельности. Желания (с мотивационной стороны) характеризуются его стремлением сделать что-либо конкретное для удовлетворения возникшей потребности. Установка выражает сформировавшуюся в процессе своего прошлого опыта готовность (возможно, неосознанную) человека к конкретной форме реакции и поведения в условиях появления (или предвосхищения им) тех или иных событий. Это, собственно, занятая человеком позиция, но не побуждение определенного поведения. При гипнотическом внушении мотивационное состояние вызывается внешним, целенаправленным воздействием и состоит в умышленном снятии (или ослаблении) у человека сознательного контроля над собственным поведением.

Некоторые из мотивационных факторов при их осознанном и продолжительном использовании человеком могут трансформироваться в его личностные черты. Так, мотив власти может трансформироваться во властность, мотивы достижения успехов и избегания неудач - соответственно в напористость и осторожность.

Мотивационный аспект психологии, исследующий осмысление причин того или иного поведения человека, а также позволяющий прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях, называется каузальной атрибуцией.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.