Мотивация мыслительной деятельности

Ведущая роль в формировании мыслительной деятельности принадлежит доминирующей мотивации. Доминирующая мотивация, формирующаяся на основе биологической или социальной потребности, представляет собой функциональную «канву» избирательно возбужденных синаптических и нейрональных образований мозга.

Энграммы мыслительной деятельности на «канве» возбужденных доминирующей мотивацией структур мозга, подкрепляющие этапные и завершающие информационные возбуждения, формируют своеобразный «узор», или энграмму. Энграммы по мере неоднократных подкреплений отшлифовываются в форме специфической информационной архитектуры, в которой синаптические и нейрональные элементы объединены в пространственно-временных соотношениях. При каждом очередном возникновении соответствующей потребности доминирующее мотивационное возбуждение последовательно возбуждает элементы выработанной на основе предшествующего опыта энграммы, возбуждая их до конечного пункта, связанного с получением будущей информации об удовлетворении соответствующей потребности. Этот комплекс избирательно возбужденных корково-подкорковых аппаратов, составляющий нейрофизиологическую и информационную архитектуру акцептора результатов действия, и направляет процесс мышления субъекта через постоянное сравнение поступающей к нему с периферии обратной афферентации, вызванной действием раздражителей внешней среды, к достижению цели, т.е. к удовлетворению доминирующей на каждый момент времени потребности.

Запрограммированные в акцепторе результатов действия (на основе врожденного и приобретенного опыта) свойства потребных результатов определяют мысленное придвидение событий внешнего мира.

Ключевые слова: Мотивация, Мышление
Материалы по теме
Патология (нарушения) мышления. Виды и формы
Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект,...
Формирование и развитие мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Мотивация учебной деятельности студентов
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Мышление у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Мыслительные операции
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Неэкономические способы мотивации
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Мышление дошкольников
Абдурахманов Р.А., История психологии
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий