Функции, оценочные характеристики и свойства мотивов и мотивационной сферы

Как каждый феномен, мотив имеет свои «паспортные» данные: функции, определяющие его роль в жизнедеятельности человека; характеристики, позволяющие дать ему качественную оценку; свойства, обеспечивающие практическую применимость.

Анализ того, что было изложено ранее, позволяет выделить несколько основных функций мотивов:

  • побуждающую, состоящую в активизации индивида, в формировании и поддержании интереса, а также в реализации его намерений;
  • направляющую, обеспечивающую выбор и осуществление определенной стратегии и тактики поведения и деятельности;
  • управляющую, обеспечивающую отслеживание и коррекцию поведения и деятельности индивида через доминирующие мотиваторы, увязывая его активность с мысленным обдумыванием и критическим анализом получаемых результатов.

В литературе иногда упоминают смыслообразующую функцию мотивов (А. Леонтьев), отражающую пристрастность человеческого сознания, придающую поведению и деятельности личностный смысл, оценивающую жизненные ситуации с позиций собственной личности. Правда, имеются мнения, что эта функция дублирует сущность самого мотива, включающего в себя смысловой аспект активности индивида.

Мотивы оцениваются по показателям их силы и устойчивости. Сила мотива - это показатель интенсивности мотивационного возбуждения индивида, оцениваемого по глубине и степени осознания потребности в активации, в том или ином поведении или деятельности. Сила мотива зависит от предвосхищения результатов деятельности, ее значимости для: индивида, ответственности за последствия и эмоционального фона, на котором развивается активность.

Устойчивость мотива - это показатель его влияния на активность индивида в различных ситуациях, в том числе и сохраняющихся в течение продолжительного времени.

Сложно решается вопрос о таких свойствах мотивов, как осознаваемостъ и «знак». Что касается осознаваемости мотивов, то здесь одни (В. Ковалев) настаивают на полной их осознанности индивидом, другие (А. Леонтьев) допускают существование неосознанных мотивов, утверждая, что неосознаваемые и сознаваемые мотивы есть лишь разные формы психического отражения. И вновь в качестве причины: выступает различная трактовка как понятия «мотив», так и понятия «осознание». Поясняя это, Е. Ильин отмечает допустимость неосознаваемости мотива, если в роли последнего выступают, например, влечение, установка, склонность. Если же мотив отождествляется с целью или предметом, то он «обречен» быть всегда осознаваемым.

Далее, если под осознанием понимается ощущение или переживание потребностного состояния, то мотив может и не отражаться в сознании (человек иногда не понимает, чего он хочет и почему). Если же осознание воспринимается как понимание, то мотив осознается.

Требует пояснения и такая особенность мотива, как его «знак». Если понимать мотив только как побуждение к активности, то он может выступать исключительно в положительном значении. Негативное побуждение к активности эквивалентно его отсутствию и, следовательно, отсутствию самого мотива. Если не делать различия между мотивом и мотивацией (что само по себе неверно), то можно говорить о негативном и позитивном отношении индивида к предстоящей активности.

Для оценки мотивационной сферы в целом привлекаются оценки отдельных мотивов с учетом их положения в общей иерархии.

Ключевые слова: Мотивация, Мотивы
Материалы по теме
Мотивация труда: мотивы и стимулы
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Мотив и мотивация: признаки, виды, законы
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Понятия мотивации, потребности, мотива
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Психоаналитические теории мотивации
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Характеристики стимулов
...
Формы стимулирования труда работников
Петрушин В.И., Психология менеджмента
Схема рождения мотива поведения и действия
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Особенности внешне- и внутреннеорганизованной мотивации у мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий