Мотив и мотивация: признаки, виды, законы

Исследователей всегда интересовало, что именно побуждает человека к тем или иным действиям. Оказывается, это «что» представляет собой весьма сложную конструкцию, находящуюся под управлением осознанной воли и неосознанных влияний.

В основе любого поведения всегда лежит некая причина, обозначаемая в психологии термином «мотив» (фр. motif). Мотив — это повод к актуальной деятельности; нередко он привязан к одной из человеческих потребностей. Мотив всегда конкретен. Мотивы формируют временные иерархии сообразно актуальной цели; отсюда всегда можно выделить главный и второстепенный мотивы. Также в любом мотиве можно выделить осознаваемый и неосознаваемый уровни.

Осознаваемый уровень означает ясное понимание причин своего поведения. К нему относят интересы, убеждения и мировоззрение личности в целом. Неосознаваемый уровень характеризуется тем, что человек не отдает себе отчет в том, что именно побуждает его к деятельности. Сюда можно отнести влечения. Они означают смутно или недостаточно осознаваемую потребность. Тем не менее, влечения часто являются серьезным внутренним стимулом к совершению определенного действия, особенно в юном возрасте в период формирования личности.

Мотив формируется на определенной платформе интересов. С этой платформой связано понятие установки. Под установкой понимают предубеждение, подсознательные восприятие, оценка и действия по отношению к окружающему миру, исходя из достаточно консервативной позиции (см. «Установка личности»).

В последнее время в среде психологов распространился неологизм «мотивация» (лат. moveo — двигаю), которое постепенно вытеснило первоначальный синоним «мотивировка». Мотивация подразумевает ценностные установки индивида относительно существующих мотивов; иными словами, отражает отношение субъекта к самим мотивам. Мотивация предстает образованием, в котором интегрируются побудительные личностные ценности, обусловливающие в конечном итоге выбор и специфику поведения. В теоретическом плане мотивация есть некий временный искусственный конструкт, включающий в себя общую малодифференцированную идею, реализация которой обусловливает смысл деятельности.

Стоит условно выделить так называемую ложную, или измененную, мотивацию. Ложная мотивация возникает тогда, когда сама мотивация превращается в подсознательный мотив, подменяя собою истинный смысл деятельности. Такая ситуация характерна для многих неврозов. В этих случаях для осознания истинного мотива (как и для осознания факта и роли ложной мотивации) нередко требуется особая аналитическая работа. Практические психологи сталкиваются, как правило, со случаями неосознанной или частично осознанной ложной мотивации.

Важнейшей характеристикой мотивации и мотива, помимо цели, является их значимость; последняя может изменяться как под влиянием внешних обстоятельств, так и при изменении точки зрения (позиции) личности.

Основными признаками наличия мотива и мотивации в деятельности являются:

  • активизация деятельности (энергетический потенциал);
  • направление активности на определенную цель;
  • селективное внимание (на определенный вид раздражителей);
  • подготовка к типичным образцам реагирования;
  • реализация деятельности до получения результата (достижения цели) или до смены более сильной мотивации.

Все эти признаки фиксируются в типичных экспериментальных ситуациях.

Кроме того, отдельно рассматривают мотивацию достижения, для которой характерно стремление человека к успехам в различных видах деятельности с одновременным избеганием неуспеха. Мотивация достижения проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В любом случае субъект ощущает либо положительные эмоции от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательные, связанные с неполнотой настоящего положения.

В сфере мотивации выделяют:

  • желание — необходимость удовлетворения насущной потребности;
  • склонности — интерес к конкретно очерченной деятельности;
  • влечение — нечетко осознанное желание, тяга.

Необоснованное желание называют капризом; его реализация сопровождается разнузданным, неадаптивным поведением.

Законы Йеркса — Додсона
Р. Йеркс и Дж. Додсон в своих исследованиях вывели эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. Первый закон определяет зависимость качества деятельности от мотивации. Эта зависимость выражается дугообразным (п) графиком, где на горизонтальной оси X отражена мотивация, а на вертикальной оси Y — продуктивность работы. Поначалу, на низких уровнях мотивации, при ее повышении растет и качество деятельности. Постепенно процесс замедляется, и следует период плато - стабильности. Дальнейший рост мотивации приводит к обратному — снижению продуктивности. Второй закон детализирует эту зависимость, вводя дополнительный третий фактор — усложнение условий задачи. Установлен парадокс: при усложнении задачи результаты оказываются лучшими в случае снижения уровня мотивации. Расхожая фраза: «Чем больше хочешь, тем меньше получишь», как нельзя лучше подтверждает это.

Модели мотивации
A. Маслоу одним из первых разработал иерархическую модель мотивации. В ней низшие ступени отведены физиологическим потребностям, потребностям в безопасности (их необходимо удовлетворять в первую очередь), а высшие — потребностям в любви, уважении и признании определенной социальной группой. Верхней надстройкой являются потребности в самоактуализации — это высший уровень иерархии мотивов. Перечень потребностей может быть весьма разнообразен. Г. Мюррей включил в него секс, достижение цели, стремление к порядку, уважению, общению, независимости, защите, заботе, содействию, доминированию, игре и т.п.

B. Врум разработал иную модель мотивации, которая описывается пятизвенной формулой: усилия — результат — вознаграждение — личностный смысл вознаграждения (валентность по В. Вруму) — мотивация.

Желания

Что есть желание, как ни искус?

В основе любого человеческого поведения непременно лежит либо объективная потребность, либо чаще конкретное желание, иначе — влечение к осуществлению какой-то цели, обладанию чем-либо. Желания являются обязательным компонентом как осознанной, так и неосознанной деятельности. Жизнь человека формализуется цепочкой последовательного взаимодействия: желания, неразрывно связанного с идеей (замыслом), мотивации, выбора решения, наконец, самого решения, которое на физическом уровне претворяется в действие.

Отличием желания от потребности является элемент необходимости. При потребности необходимость очевидна; поскольку в альтернативе есть угроза для самого существования индивида. В случае желания необходимость присутствует в субъективном понимании, а объективно отсутствует; иными словами, степень необходимости зависит от свободы выбора индивида. Бывает, порой личность буквально вбивает себе в голову некую идею и возводит свое желание в степень абсолютной необходимости; тогда индивид готов положить голову на плаху ради этого, и разубедить его практически невозможно. Типичный пример - поведение людей в сектах, а также в периоды массовых фанатичных психозов (во время революций).

Желание предполагает надежду на осуществление. При реализации желания человек получает моральное, эмоциональное, физическое удовлетворение. В противном случае возникают разочарование, эмоциональная боль, негодование, а в апогее, в высшей своей ипостаси — пустота, потеря смысла существования. В целом такое состояние именуется фрустрацией (см. «Психоаналитическое направление», «Механизмы «эго»-защиты»).

Как правило, неосуществленные желания влекут за собой эмоциональную боль. Любая боль, будь-то физическая или психическая, — сигнал неверно выбранной модели поведения. Тем не менее многие когда-либо переживали ситуацию, в которой вновь и вновь предавались самоистязанию с ностальгическим оттенком. Типичный пример — неразделенная первая любовь. Стандартный совет психолога в таких случаях: клиенту надо поменять цель; целью должно стать избавление от боли (а не реализация желания), и такое избавление является показателем правильного духовного развития.

На пути реализации желаний всегда, рано или поздно, возникают препятствия, по меньшей мере в философском смысле. Их преодоление дает человеку необходимый опыт, закаляет характер, способствует лучшему пониманию своих возможностей в этом непростом мире, ведет, как принято говорить, к повзрослению. Случается, в погоне за осуществлением желания личность бросает на весы Судьбы все, проявляя в этом не столько волю и удивительное упорство, сколько граничащее с этим глупое упрямство. В чем суть упрямства? - Следование старым убеждениям и склонность игнорировать очевидные факты.

Осмысление желания означает построение модели предпочтительного виртуального будущего. Такая модель весьма редко, а правильнее — никогда в точности не соответствует текущей реальности. Обязательно найдется маленький, но неожиданный сюрприз, где-нибудь да выглянет «чертик». И это понятно: жизнь всегда непредсказуема, именно поэтому она ставит перед человеком все новые и новые препятствия. Некто умно подметил: «Ж изнь — это то, что случается, когда ждешь иного». Разрешая возникающие проблемы, человек, как уже обсуждалось, совершенствует себя, одновременно приобретая необходимый драгоценный опыт. Важнейшим фактором в реализации желаний нередко становится вера. Человек должен поверить, что задуманное свершится, и тогда вероятность свершения действительно возрастает (естественно, при условии реальности желания, а не фантазийного бреда).

Достижение результата предполагает постоянный текущий контроль над своими желаниями и действиями. Чем ближе виртуальная модель будущего к текущей реальности, тем меньше энергии затрачивается на контроль, требуемый для достижения результата, и наоборот. С практической точки зрения, это приводит к пониманию известного факта противоречия между силой желания и достигаемым успехом (см. «Мотивация», «Законы Йеркса — Додсона»). С эзотерической точки зрения, желания могут обладать мощной энергетикой; важно дорасти, стать духовно подготовленным к умению ее нарастить и умело направить. Многое в этой области искусно описано выдающимся исследователем К. Кастанедой. В частности, он новаторски объединил в едином ключе желание и волю.

Движущей силой любого этапа претворения идеи в жизнь является воля. К. Кастанеда назвал желание, подкрепленное и направленное волей (фактически решение) словом «намерение». Он же разработал теоретический конструкт «неделания», издавна проповедуемый многими восточными учениями, в частности, буддистского толка. «Неделание» подразумевает отсутствие желаний, точнее — сознательный контроль по их максимальному количественному ограничению (элемент самоограничения). Если желание есть — подавить его в полной мере даже самому волевому человеку невозможно. Можно от него отказаться, но не подавить. Можно сдерживать свое поведение, но не желание. Более того, попытка обуздать желание, как правило, приводит к обратному — усилению желания и в дальнейшем к выходу поведения из-под контроля. Эффективная работа с желаниями, т.е. избавление от них, возможна лишь по линии изменения отношения к желанию, по выражению К. Кастанеды, изменения «точки сборки».

Отказ от желания чего-либо автоматически означает переход индивида на позицию «неделания». В состоянии «неделания» индивид попадает в потоке текущего времени в состояние текущей реальности, в ситуацию «здесь и сейчас». Этот процесс напрямую связан с изменением актуального мировоззрения.

Темы: Мотивы, Мотивация
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Функции, оценочные характеристики и свойства мотивов и мотивационной сферы
...
Понятия мотивации, потребности, мотива
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Мотивация труда: мотивы и стимулы
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Мотивация лидерства
Столяренко Л.Д. - психология управления (Высшее образование)
Мотив как удовлетворенность
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Мотивация трудовой деятельности
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Мотивы проявления альтруизма
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Анализ теорий мотиваций
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Оставить комментарий