Мотив как объект, отвечающий за потребности человека

Само близко к пониманию и развитию потребностей подошел А. Леонтьев. Подход разработанный им базируется на понимании мотивов как объектов (представляемых, воспринимаемых, мыслимых, осознаваемых), в которых конкретизируются потребности человека. Данные объекты и составляют предметное содержание тех потребностей, которые в них есть. Данным образом производится опредмечивание потребностей человека. По определению Алексея Леонтьева, мотив — это объект, отвечающий той или иной потребности, побуждающий и направляющий деятельность конкретного человека.

Мотивы, выполняют двоякую функцию. Первая состоит в том, что они побуждают и направляют деятельность, вторая — в том, что они наделяют деятельность субъективным, личностным смыслом; поэтому, смысл деятельности определяется ее мотивом.

Обычно изучение мотивационной сферы психологи начинают с изучения мотивационной сферы в детском и школьном возрасте. Они объясняют это тем, что учебная и познавательная деятельность ребенка является ведущей на протяжении всего школьного (и не только школьного) возраста.

Все мотивы могут быть разделены на две категории. Одни из них связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее исполнения; другие — с более широкими отношениями ребенка с внешним миром. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми навыками, умениями и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Эти категории необходимы для успешного осуществления любого вида деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению. Функция другого вида мотивов совсем иная: будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает вся жизнь субъекта, они могут побуждать его к деятельности посредством сознательно поставленных целей.

В одном и том же объекте могут присутствовать самые разнообразные взаимодействующие, переплетающиеся, а иногда и противоречащие друг другу потребности. Отсюда видно, что внешние объекты могут стимулировать активность человека.

В связи с этим изменения объектов, в которых воплощаются потребности, не составляют содержания развития потребностей, а являются лишь показателем этого развития.

Ключевые слова: Мотивы, Потребности
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Потребность, мотив, ценность и фрустрация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Связь между мотивами, потребностями и эмоциями
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Понятия мотивации, потребности, мотива
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Мотивы и потребности личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Мотив как потребность
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Мотивы преступлений
Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016
Потребность и доминирующая мотивация как системоорганизующие факторы поведения
...
Удовлетворение социальных потребностей
Батуев А.С., Высшая нервная деятельность. Учебник для вузов
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий