Умышленные депривации в религиозном опыте

Д.М. Вульф отмечает, что психологические состояния могут быть специально изменены посредством управления физиологическими процессами (с. 61-88).

Первый класс таких приемов, выделенных им, заключается в уменьшении или временном лишении определенных ресурсов, необходимых для жизни. Такая практика зачастую осуществляется в одиночестве и часто приводит к экстазу и даже галлюцинаторным состояниям.

Второй класс состоит из различных практик, связанных не с их сокращением, а с активизацией телесных движений и сенсорной стимуляцией в присутствии других участников. Кульминацией этого действия бывают трансовые состояния негаллюцинаторного характера или даже физический коллапс.

К практикам, сопровождающимся физиологическими депривациями, Д.М. Вульф отнес пост, лишение сна, сенсорную депривацию, замедление дыхания.

Иногда они практикуются лишь отдельными личностями, которые рассматривают их как средство духовной дисциплины. Однако они час то предусмотрены традициями и как акт религиозного послушания добросовестно выполняются преданными массами. Д.М. Вульф полагает, что последствия такой практики будут значительно различаться в зависимости от ожидания тех, кто занимается ими.

Пост и голодание. Наиболее распространенной является практика частичного или полного воздержания от пищи и питья в течение указанного периода времени. Следует отметить, что пост обычно не имеет цели создания измененных состояний сознания. Пост имеет далеко не субъективную цель. Например, он может быть проведен как акт траура. Безусловно, это естественная реакция на горе, иногда является также средством умилостивить или отвести призрак умершего. Пост можно также рассматривать как способ очищения тела при подготовке к определенным ритуальным действиям, церемониям или праздникам. Кроме того, он может служить актом покаяния, т.к., переживая неудобства или страдания, связанные с воздержанием, человек может надеяться получить милость высших сил и предотвратить дальнейшие наказания. Аналогичным образом, воздержание часто используется в качестве средства побудить Бога или другого человека даровать магические силы. Каким бы ни был повод для поста, однако лица, соблюдающие его, признают, что он произвел субъективный эффект: появлялись яркие сны и видения или уменьшались сексуальные желания. В связи с этим пост используется также как средство поиска пророческих откровений и техника духовной дисциплины.

В религиях пост и голодание насыщаются собственным смыслом.

Мусульмане считают пост важнейшим компонентом своей веры. Это один из пяти столпов ислама. В течение одного лунного месяца каждого года (Рамадана) все трудоспособное население мусульман, за исключением военнослужащих и детей младшего возраста, должны воздерживаться от всякой пищи и питья от восхода до заката, после чего все могут есть и пить в меру.

Православная церковь во время поста запрещает к употреблению все продукты животного происхождения за исключением рыбы. От строгого соблюдения правил освобождаются беременные и
кормящие женщины, маленькие дети и тяжелобольные. Общее число дней поста составляет 110 и 150; для особо благочестивых может составить 220 дней.

При этом результатом такой «религиозной преданности» в виде массового голода, по данным Д.М. Вульфа, является высокий уровень младенческой смертности, широко распространенные заболевания, физическая и психическая отсталость и алкоголизм.

Как проявление религиозной преданности во многих культах имеет место «священная анорексия».

С одной стороны, те кто сознательно совершает самоубийство по религиозным соображениям. Среди особо благочестивых джай-нов в Индии, которые ищут спасения главным образом за счет аскетической практики, как наивысшее выражение Ахимсы, распространена практика добровольной смерти от голода. С другой стороны, Д.М. Вульф сообщает сведения, что некоторые редкие люди выживали без пищи, а иногда и без вод, несколько лет. Обычно человек может жить без воды лишь несколько дней, а без пищи -один, два месяца.

Д.М. Вульф также ссылается на иезуитского ученого Герберта Терстона, который представил список благочестивых католиков, живших годами без еды. Среди самых известных постников - Тереза Нейман Коннерсройт, простая крестьянка, не принимавшая никакой пищи годами, вплоть до своей смерти в 1962 году.

По данным Белла, на которого ссылается Д.М. Вульф, признаки «священной анорексии» выявлены более чем в половине случаев из 170 исследованных им итальянских женщин-святых.

Для понимания сути поста и голодания в религиозной практике Д.М. Вульф проанализировал работы по физиологии голодания. Он делает вывод, что необходимо различать голодание, осуществляемое человеком во имя какой-нибудь значимой цели, например, духовного развития, и голодание ради научных целей, в которых исследователи заинтересованы прежде всего в получении негативных результатов. Если голодание практикуется лицами, которые намерены получить положительные результаты, оно имеет вполне конструктивные последствия, например, повышение концентрации внимания, четкости и яркости сознания, составляющих определенный религиозный опыт. Оно дает возможность контролировать телесные желания, успокаивает нервно-мышечное напряжение.

Переживанию определенного опыта, по мнению Д.М. Вульфа, могут способствовать и определенные диетические условия. Кукурузная диета, например, характерная для южноафриканского племени нгуни, провоцирует распространенное среди этого народа измененное состояние сознания, называемого ими «одержание духами», которое используется для «предсказания». С точки зрения физиологии хроническое недоедание среди нгуни вызывает у некоторых из них пеллагру, авитаминоз, психозы.

Лишение сна, как и воздержание от пищи, используется в религиозной практике. Отказ от сна часто является частью подготовки к ряду ритуалов. Кроме того, воздержание от сна может быть частью принятой строгой аскетической дисциплины. Д.М. Вульф, ссылаясь на У. Джеймса, приводит пример со святым Петром Алькантаром, который будто бы спал не более полутора часов каждый день в течение 40 лет. Некоторые мистики, такие как Тереза Нейман, утверждали, что на самом деле нужно спать не более двух или трех часов в сутки.

Серьезные последствия недосыпания были наглядно продемонстрированы современными исследованиями. Было выявлено, например, что лишение сна всего лишь в течение трех или четырех дней провоцирует развитие психотических симптомов, в том числе бредовых идей, визуальных или тактильных галлюцинаций, Такие же реакции, по мнению Д.М. Вульфа, могут возникать и среди святых и мистиков.

Ограничение внешнего воздействия (сенсорная депривация). Еще одним условием нормального психологического состояния является оптимальный уровень сенсорной стимуляции. Слишком большая или слишком маленькая стимуляция может вызвать целый ряд патологических симптомов. Из этих крайностей, сокращение в той или иной степени стимуляции было использовано среди людей и общин, стремящихся углубить религиозное сознание. Как указывает У. Хокинг, на которого ссылается Д.М. Вульф, одиночество является основой мистики и его добиваются различными способами и в разных контекстах.

Д.М. Вульф отмечает, что в некоторых традициях для поиска «духовного убежища», для того, чтобы устранить все отношения с другими людьми и отвлечься от цивилизации, люди уходили в горы, лес или пустыню. В истории известны случаи временного проживания в дупле или горной пещере, нахождения в неподвижности в верхней части столба или на ветке дерева. Все это сужает внешний мир реальности.

В религиозных общинах, которые уединяются в лесу или в пустынной местности, имеют сырые слабо меблированные жилища, также сокращена сенсорная стимуляция. В этих общинах, как правило, жизнь основана на упрощенных правилах: используются обеты молчания, периодические уединения в отдельных камерах, а также длительные периоды созерцания.

В христианских традициях существует практика inclusio, при которой последователи сами закрывают себя в небольших узких клетках, часто при монастыре или церкви. Известная отшельница XIV в. Джулиана из Norwich, например, провела последние годы своей жизни в небольшой комнате. Три небольших окна позволяли ей говорить с доверенными лицами, общаться со слугами, слышать мессу и причащаться.

Экспериментальное исследование сенсорной депривации в течение даже нескольких часов показали, что оно может привести к ряду драматических явлений: деперсонализации, нарушению образа, слуховым и зрительным галлюцинациям, расстройствам интеллекта, колебаниям эмоционального состояния. Еще более выражены эти стрессовые эффекты на второй день депривации.

Однако такая радикальная депривация для религиозных целей является редкой. Наиболее распространенной является религиозная практика социальной изоляции. Исследования моряков, потерпевших кораблекрушение, заключенных в одиночной камере и лиц, путешествующих в одиночестве на малых самолетах или судах, показали, что социальная изоляция, особенно в сочетании с однообразием окружающей среды и рутиной, может привести к последствиям, аналогичным экспериментальной сенсорной депривации.

Таким образом, результаты этих исследований помогают понять религиозную практику, т.к. они имеют сходство в физиологических процессах.

Контроль дыхания. Д.М. Вульф отметил, что основным организменным ресурсом, на который систематически налагаются ограничения для достижения религиозных целей, является кислород без которого мы не можем прожить и несколько минут.

Смена ритма дыхания или его задержка, как средства изменения доли кислорода и углекислого газа в крови, являются методами менее практикуемыми. В исламской мистической практике зик-ры последователь в предписанной позе беспрестанно повторяет имя Бога, приняв необходимый дыхательной ритм. В даосской традиции перевод дыхания на более удлиненный ритм рассматривается как прием «мистической физиологии», который, как полагают продлевает жизнь тела.

Д.М. Вульф, ссылаясь на Bloom'a, Элиаде, Wunderle, отмечает, что в восточно-христианской монашеской традиции, распространенной в двенадцатом веке и именуемой исихазмом, контроль дыхания является неотъемлемой частью религиозной практики Бесконечное повторение Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!», при которой последователь задает ее ритм в соответствии с пульсом и дыханием.

Дыхание служит также центром внимания в буддийской тхераваде и практике дзен. Здесь применяются иные практики приводящие к автоматическому изменению дыхания, его обычного ритма.

Искусство контроля дыхания наиболее развито в йоге Из восьми этапов становления йога способность контролировать дыхание или пранаяма, занимает четвертое место. Пранаяма почти всегда осуществляется в одной из медитативных поз, с предельной сознательной концентрацией. Особый упор делается на проведение отдельных составляющих дыхательного ритма, которые могут длиться три или более минут, при этом обе ноздри могут быть закрыты пальцами.

Контроль дыхания, несомненно, влияет на психологические состояния человека, но в основном, как полагает Д.М. Вульф, он позволяет контролировать состояние возбуждения.

Темы: