Установка в поведении

Установка относится к числу базисных нейропсихических элементов (организации) поведения наряду с условным рефлексом и доминантой. При этом установка несет в себе черты и условного рефлекса, и доминанты.

От просто условного рефлекса установка отличается тем, что:
- представляет собою рефлекс с отсроченным ответом: эта отсроченность между стимулом и реакцией позволяет охватить определенный период времени, следующий за действием фактора, и учесть дополнительные обстоятельства (посредством процесса объективации);
- установка может образовываться (по типу условного рефлекса) не только в ответ на внешние стимулы, но также и в ответ на происходящие в психике процессы.

Что же касается черт установки как доминанты, то механизм доминанты родственен установке: сформировавшись, установка действует именно как доминанта, но в строго определенной сфере поведения. Благодаря механизму объективации установка позволяет вносить поправки в этот механизм доминанты, более гибко приспосабливаться к текущим обстоятельствам ради изначально (в момент формирования установки) определившегося установочного эффекта (результата).

Установка - это психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Данное явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888). Как общепсихологическая теория установки разработана Д.Н. Узнадзе на основе его многочисленных экспериментальных исследований.

Польза установки как нейропсихического механизма заключается в возможности сиюминутное поведение индивида подчинять тем достижениям, которые реальны лишь в будущем, лишь как результат последовательности определенным образом ориентированных усилий. И в этом плане установку можно определить как механизм целеудержания.

Установка - это особая форма опережающего отражения, конкретизированная на определенное действие, способ внесения определенности в будущее время и проекции (индивидом) себя в будущее. Наличие установки снижает вероятность действий индивида в каких-либо иных (не соответствующих ей) направлениях и тем самым способствует формированию определенной линии поведения.

Благодаря установкам психическая деятельность организуется так, что, даже забывая на время свою цель, индивид может ей следовать фактически. Установка позволяет также преодолевать сиюминутные отвлечения - а вернее, отвлекаясь на текущее, не терять направленности действий на главное: в этом она более гибкая, чем доминанта, хотя и обладает ее чертами.

Д.Н. Узнадзе писал «Возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое мы называем установкой - готовностью к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности...».

Установочные явления психики принадлежат к кругу явлении опережающего отражения действительности. К ним относятся и выработавшийся условный рефлекс, и сложившаяся оценка, и сформировавшееся отношение. При этом характер нашей оценки будет во многом определять и содержание установки.

Итак, установка - это повышенная готовность индивида к заранее определенному действию, как только для него будут условия.

Установка как психическое явление (феномен) и особый нейропсихический механизм «вырастает» на базе условного рефлекса. По существу, это значительно развившийся, усложнившийся, обретший новые качества и включенный в систему разнообразных связей условный рефлекс. И важнейшим моментом здесь явилась отсрочка условно-рефлекторного ответа: между стимулом и ответом появляется этап (механизм) накопления жизненно важной информации - ответ становится более «взвешенным», может быть отнесен в будущее, а следовательно, и в новые ситуации.

Установка может быть зрелой и незрелой.

Незрелая установка формируется спонтанно, под влиянием случайного вывода, мимолетного впечатления, незавершенной и некачественной оценки - к примеру, установка «бить чужих».

Зрелая же установка формируется на основании тщательного обдумывания, анализа, взвешивания всех обстоятельств, т. е. с использованием по возможности всех наличных ресурсов психики. Зрелая установка формируется осознанно, а затем может реализоваться неосознаваемо (чтобы избегать помех и не загружать сознание, у которого и без нее много дел), но с сохранением строго дозируемого механизма объективации - подключения сознания и механизма ревизии оценки: вновь и вновь с эталоном сравнивается текущее и определяются мера расхождения и необходимые коррективы в поведении. Иными словами, сначала формируется акцептор действия, затем происходит постоянное, но неосознаваемое отслеживание соответствия ему текущих результатов, а затем - в случае необходимости - включается сознание и все совокупные ресурсы психики.

Понятие установки частично совпадает с понятием привычки, склонности, черты характера: наличие прочно закрепившихся установок (несомненно) определяет стиль поведения индивида и позволяет делать выводы о его характере.

Установка может формироваться (складываться) как осознанно, так и неосознанно.

В первом варианте установка может затем лишний раз о себе и не напоминать: индивид поступает в соответствии с нею, не особенно вдаваясь в последовательность этапов ее реализации - все идет естественным путем, как бы само собой. Но под неосознаваемым контролем установки как одного из доминирующих содержаний психики, связанных с комплексом «Я». Этот вариант наиболее выгоден для индивида: стратегию своего поведения он имеет возможность вырабатывать осознанно, т.е. во всеоружии критики.

Во втором варианте установка может складываться неосознанно. И в последующем индивид, осознавая характер своих конкретных действий, не видит, куда они ведут в целом. Неосознанно сложившаяся установка не проходит этапа критической оценки (что возможно только в сознании).

В ходе реализации установки неосознаваемость индивидом общей направленности отдельных своих действий играет роль фактора помехоустойчивости (достижения): случайная информация им не воспринимается и не мешает делу, не затрудняет психику, значимое же воспринимается и используется посредством и благодаря механизму объективации. Ведь постоянное осознание своего намерения отягощало бы психику (сознание), препятствуя восприятию текущего и, быть может, весьма важного, а многие мысли «лезли бы в голову», вмешиваясь в программу установки.

Установка может иметь как побудительный, так и ограничивающий (тормозной) характер.

Объективация - это особый психический механизм, действующий в сфере установки, механизм использования актуальной информации при выполнении намеченного заранее. При этом происходит задержка субъектом (деятельности) неосознаваемого течения психических процессов, имеющих отношение к реализуемой установке, что дает возможность использовать информацию в дополнение к той которой эта установка изначально «располагает»: как бы остановиться и все продумать заново. Посредством объективации индивид получает возможность своевременной и диктуемой ситуацией коррекции своихдействий, направленных на реализацию какой-либо установки, с учетом новой информации. Это дает поведению гибкость при сохранении изначально определившейся его линии.

Установки индивида образуют иерархическую систему, в которой каждый вышележащий уровень установки является по отношению к нижележащему целевым, а каждый нижележащий уровень по отношению к вышележащему - рабочим. Следовательно, одна и та же установка в одном соотношении выступает как целевая, в другом соотношении - как рабочая.