Диспозиционный подход

Основная идея диспозиционного подхода, развиваемая рядом зарубежных психологов, заключается в том, что личность человека рассматривается с позиций его предрасположенности (диспозиций) к определенному поведению, действиям, поступкам. Такую устойчивую готовность индивида различные психологи связывают с его разнообразными характеристиками и свойствами. Так, еще древнегреческие врачи, мыслители Гиппократ и Гален увязывали личностные свойства человека с наследуемыми характеристиками морфологии и физиологии. Они утверждали, что психику человека, его поведение определяет соотношение жидкостей в тканях тела - крови, слизи, желтой и черной желчи. В частности, это соотношение послужило основанием для классификации людей по типам темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик).

Э. Кречмер и У. Шелдон стремились описать личность через телесное строение (конституцию организма) человека или соотношение компонентов телосложения. Выделенные по этому критерию Э. Кречмером типы личностей, по мнению автора, имеют не только существенные различия в поведении, но и предрасположены к определенным психическим расстройствам.

Г. Айзенк объясняет интровертный или экстравертный типы личности соотношением возбуждающих и тормозных влияний ретикулярной формации на активность коры больших полушарий головного мозга. Низкая активность коры, характерная для экстравертов, восполняется на уровне подсознательных процессов усилением контактов человека с внешней средой, высокая же компенсируется сокращением подобных контактов. Принадлежность индивида к тому или иному типу выявляется с помощью специально разработанных автором опросников.

В некоторой мере идее врожденной предрасположенности подчинен тестологический аспект деятельности Р. Кеттелла, связанный с изучением черт, личности. Черта как устойчивая характеристика личности означает предрасположенность индивида к. той или иной манере поведения. По мнению же автора, набор черт у данного индивида обусловлен его психофизиологическими свойствами. Конечно, стабильность проявления черт неодинакова. В этом плане автор классифицировал их на базовые (свойственные только данному человеку), общие (характерные для большинства людей) и вторичные (наименее устойчивые).

Ученых, внесших вклад в развитие перечисленных выше подходов к личности, гораздо больше. Некоторых просто трудно отнести к представителям той или иной позиции, столь сложным образом формировались их собственные взгляды. Чтобы объективно разобраться в этом сложном переплетении подходов, необходим исторический взгляд на ту ситуацию, в которой эти подходы возникали и взаимодействовали, что составляет предмет изучения важнейшей учебной дисциплины - истории психологии.

Ключевые слова: Личность, Поведение
Материалы по теме
Социальное поведение личности и его регуляция
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Ролевое поведение личности
Панфилова А.П., Теория и практика общения
Личностные и поведенческие проблемы младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Негативное влияние зависти на завистника
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Социальное и биологическое в развитии личности
Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий