Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.
Структура социального поведения:
- поведенческий акт – единичное проявление деятельности, ее элемент;
- социальные действия – действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;
- поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;
- деяние – совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.
Виды социального поведения личности:
1) по системе общественных отношений:
- производственное поведение (трудовое, профессиональное);
- экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);
- социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);
- правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);
- нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);
- религиозное поведение;
2) по времени осуществления:
- импульсивное;
- вариабельное;
- длительно осуществляемое.
Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность.
Факторы регуляции поведения:
1) внешние факторы:
- социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);
- общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);
- духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);
- политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);
- правовые факторы (право, закон);
- социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность));
2) внутренние регуляторы поведения:
- когнитивные процессы;
- устная и письменная речь;
- специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);
- психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);
- психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);
3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение; технологии рекламы и пропаганды и др.).