Социальное поведение личности и его регуляция

Поведение –  это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Структура социального поведения:

  1. поведенческий акт – единичное проявление деятельности, ее элемент;
  2. социальные действия – действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;
  3. поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;
  4. деяние – совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.

Виды социального поведения личности:
1) по системе общественных отношений:

  • производственное поведение (трудовое, профессиональное);
  • экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);
  • социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);
  • правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);
  • нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);
  • религиозное поведение;

2) по времени осуществления:

  • импульсивное;
  • вариабельное;
  • длительно осуществляемое.

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность.

Факторы регуляции поведения:
1) внешние факторы:

  • социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);
  • общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);
  • духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);
  • политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);
  • правовые факторы (право, закон);
  • социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность));

2) внутренние регуляторы поведения:

  • когнитивные процессы;
  • устная и письменная речь;
  • специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);
  • психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);
  • психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);

3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение; технологии рекламы и пропаганды и др.).

Источник: 
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти.