Психология активности
Регрессия в творческом процессе 29.05.2020 Регрессия лежит в основе творческого процесса, особенно в сфере художественного творчества. Однако по некоторым своим параметрам участвующая в художественном творчестве регрессия не всегда одна и та же. |
Отложенные реакции на стресс и фрустрацию 28.05.2020 Некоторые реакции на физические и психические травмы и стресс являются отсроченными, отложенными: они наступают спустя дни, недели, месяцы, а иногда даже после нескольких лет воздействия фрустраторов. |
Стереотипия поведения в фрустрирующих и стрессовых ситуациях 28.05.2020 Поведение человека или животного становится стереотипным, когда появляется тенденция неизменного повторения цепи определенных действий - как внешних, предметных, так и внутренних (например, некоторых суждений). |
Агрессивная реакция на фрустрацию 28.05.2020 Исследование фрустрации и защитных механизмов личности было начато Зигмундом Фрейдом и ее дочерью Анной Фрейд. Все последующие европейские и американские исследования носили на себе следы влияния психоанализа. |
Прогноз достижений по уровню креативности 15.05.2020 Д. Шэффер (2003) пишет, что выдающиеся люди - это не просто эксперты, но и новаторы. В связи с этим он предполагает, что скорее креативность, а не высокий IQ позволила Моцарту, Эйнштейну или Пиаже добиться таких выдающихся достижений. |
Взгляд на генезис способностей и одаренности сторонников личностно-деятельностного подхода 15.05.2020 Сторонники личностно-деятельностного подхода рассматривают способности как результат деятельности человека. Еще в 1941 г. Б. М. Теплов писал, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. У С. Л. |
Художественная одаренность: что это такое 15.05.2020 А. Ф. Лазурский (1997) писал, что «психологический тип художника соотносится с типом «бесплодного мечтателя», хотя по сравнению с бесплодными мечтателями низшего психического уровня художники стоят, конечно, много выше» (с. 46). |
Музыкальная одаренность: что это такое 15.05.2020 Проблемой музыкальной одаренности занимался Б. М. Теплов (1947, 1961). |
Продукты творчества как показатели креативности 15.05.2020 Продукты творчества разнообразны. Это и технические изобретения, и новые стили в искусстве, и новые идеи в науке, и т. д. К. |
Интуиция - феномен бессознательного в творческом процессе 14.05.2020 Одним из основных психологических феноменов бессознательного в творческом процессе выступает интуиция. Термин «интуиция» происходит от латинского intuito rapido e pronto, т. е. «быстро увиденный», от латинского глагола intueri, означающего «видеть внутри», «пристально, внимательно смотреть». |
Креативность как интегральная творческая способность 14.05.2020 Впервые использовал понятие «креативность» в 1922 г. Д. Симпсон. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. |
Роль вдохновения в творчестве 14.05.2020 Творческий подъем, прилив творческих сил называют вдохновением. Это состояние напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека. Оно характеризуется повышенной общей акктивностью человека, сознанием легкости творчества, переживанием «одержимости», эмоционального подъема. |
Виды интуиции 14.05.2020 Существуют разные подходы к выделению видов интуиции. Говорят об интеллектуальной и чувственной интуиции. Интеллектуальная интуиция - это «прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства» (Асмус В. Ф., 1965, с. 6). |
Подходы к пониманию креативности 14.05.2020 В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, К. |
Воодушевление, сомнение и тревога в творческом процессе 14.05.2020 Успешное окончание творческого процесса сопровождается возникновением положительных эмоций: удовлетворением («ага» - переживанием по К. Бюллеру, т. е. приятным чувственным тоном), радостью, восторгом, ликованием. Вспомним, как восторгался созданным произведением А. С. Пушкин: «Ай да Пушкин! |
Соотношение интуитивного и аналитического стилей 14.05.2020 Имеются две точки зрения на соотношение интуитивного и аналитического стилей. Одни исследователи считают, что они взаимосвязаны и являются противоположными полюсами единого измерения: если сильно выражен один из них, то другой выражен слабо (Allison et al., 2000). |
Дивергентное мышление как креативная способность 14.05.2020 Толчком для выделения этого вида творческих способностей послужил факт отсутствия связи между традиционными тестами интеллекта, выявляющими особенности конвергентного мышления, и успешностью решения проблемных ситуаций, осуществляемого с помощью дивергентного мышления. |
Творческий потенциал человека 14.05.2020 Выше уже отмечалось, что к творчеству способны практически все люди. Однако уровень творческих достижений у людей бывает различным. Большинство высоких творческих достижений в той или иной области принадлежит лишь незначительной части людей. |
Воображение и творческая деятельность 14.05.2020 Как отмечал С. Л. Рубинштейн, воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе, но особенно велико его значение в художественном творчестве. Всякое художественное произведение выражает свое содержание в конкретно-образной форме. |
Виды (типы) креативности 14.05.2020 П. |
Что такое способности? 14.05.2020 Существуют различные подходы к рассматриваемому понятию - общепсихологический и дифференциально-психологический. При первом подходе способностями признаются любые проявления возможностей человека (исходная посылка: человек способен, может осуществлять какую-либо деятельность). |
Возрастные особенности воображения 14.05.2020 Многие зарубежные психологи (В. Штерн, Д. Дьюи, В. Уорд и др.) рассматривали воображение как врожденную способность ребенка, которая проявляется в различных видах деятельности. |
Креативность и интеллект 14.05.2020 Существуют как минимум три основных подхода к соотношению творческих способностей и интеллекта. |
Что понимают под одаренностью (талантом)? 14.05.2020 В. М. Бехтерев писал, что наряду с воспитанием для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности. Термин «одаренность» появился в психологии в начале XX в. благодаря американцу Г. Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями. |
Роль эмоций в творчестве 14.05.2020 Л. С. Выготский (1987) считал, что психология творчества опирается прежде всего на исследование эмоций. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. |
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- следующая ›
- последняя »