Прогноз достижений по уровню креативности

Д. Шэффер (2003) пишет, что выдающиеся люди - это не просто эксперты, но и новаторы. В связи с этим он предполагает, что скорее креативность, а не высокий IQ позволила Моцарту, Эйнштейну или Пиаже добиться таких выдающихся достижений. Полагают, что прогностичность успешности на основе уровня креативности может быть высокой для таких областей деятельности, как драматическое искусство, литература и музыка, составляя для пятилетнего периода r = 0,50 (Cropley, 1972). Прогностичны показатели креативности в области научных изысканий, архитектуры и инженерных разработок (Gough, 1976). Но прогноз теряет силу в отношении достижений в ряде видов научной деятельности; здесь более прогнозтичны показатели IQ. Возможно, это связано с тем, что в области искусства имеется больше возможностей для проявления необычного и неопределенного, в то время как научная работа более жестко регламентирована правилами, характерными для точных наук (физики, математики, химии, биологии).

Л. Термен организовал «Калифорнийское лонгитюдное исследование». Он и Кокс отобрали из учащихся 95 школ Калифорнии 1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1 % от всей выборки. Уровень интеллекта определялся по тесту Стэнфорд - Бине. Контрольная выборка была сформирована из учащихся тех же школ. Выяснилось, что интеллектуально одаренные дети опережают своих сверстников в уровне развития в среднем на два школьных класса (Terman, 1954; Cox, 1926).

В ходе исследования проводилось три среза по измерению IQ: 1927-1928, 19321940 и 1951-1952 гг. Последняя проверка осуществлена Д. Фельдманом (Feldman, 1962) через 60 лет после начала исследования: он проверил достижения членов выборки Термена с 135 < IQ < 180 и с IQ > 180.

Испытуемые, отобранные Терменом, отличались ранним развитием. Все интеллектуальные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

Что касается творческих достижений, то результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы, искусства. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры.

Гецелс и Джексон (Getzels, Jackson, 1962) сравнили две группы подростков. В одной группе были мальчики с высоким интеллектом, но относительно низкой креативностью, в другой - с более низким интеллектом, но более высокой, чем в первой группе, креативностью. Оказалось, что обе группы имели один и тот же уровень академической успеваемости.

Г. В. Усачева (2005) нашла, что креативные школьники младших классов более успешны в обучении. К такому же выводу пришла и М. А. Крылова (2007), сопоставившая успеваемость креативных и некреативных подростков. Однако при большой выраженности креативности связь ее с успеваемостью либо отсутствует, либо становится отрицательной. При не очень высокой креативности связь с успеваемостью положительная. Е. В. Пыжьянова (2008) получила сходные данные: в целом для всей выборки уровень дивергентного мышления коррелирует с успешностью обучения студентов. Однако в группах с высоким и выше среднего уровнем дивергентного мышления эта закономерность не проявилась.

Кроме того, в зависимости от вида креативности ее связь с разными учебными дисциплинами, как выявила М. А. Крылова, разная. Мотивационно-личностная креативность связана с более высокой успеваемостью по гуманитарным предметам, вербальная креативность - с более высокой успеваемостью по математическим предметам и более низкой по естественно-научным, невербальная креативность - с более низкой успеваемостью по математическим предметам.

Связь креативности с успеваемостью школьников была изучена и в исследовании А. Глазунова. Успеваемость рассчитывалась следующим образом: были сложены все оценки испытуемых за полугодие по всем предметам, кроме труда и физкультуры, и далее разделены на количество предметов (всего 12 предметов). Связи креативности с успеваемостью выявлено не было.

Это свидетельствует о том, что и конвергентное и дивергентное мышление имеют одинаковую ценность для образования.

Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер (1978) показали, что в разряд слабоуспевающих школьников попадают и школьники с высоким показателем умственного развития. Одна из основных причин такого положения дел - отсутствие мотивации к обучению. Однако люди с интеллектом ниже среднего никогда не входят в число хорошо успевающих. Обучаемость является способностью к приобретению знаний, а креативность (общая творческая способность) - способностью к преобразованию знаний, с ним связано воображение, фантазия, порождение гипотез и пр. (Дружинин В. Н., 1999).

В. Н. Дружинин пишет, что хотя успехи в учебе у одаренных детей, как правило, выше, чем у их менее способных одноклассников, среди одаренных встречаются случаи более низкой успеваемости, чем можно было бы ожидать исходя из их способностей, так называемой недостаточной успешности - underachievement. К сожалению, трудно найти русский эквивалент этого понятия, так как важен не столько низкий уровень успехов (часто он вполне удовлетворителен), а несоответствие высокому уровню способностей, причины чего могут быть связаны с когнитивными и некогнитивными особенностями личности.

Творческие возможности человека не являются синонимом его способностей к обучению и редко отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество стимулируется не столько критическим отношением к новым идеям с точки зрения имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новому знанию, ломающему стереотипы старого (Максимова В. С., 2006).

Ключевые слова: Креативность
Источник: Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Материалы по теме
Обычная и выдающаяся креативность
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Понятие креативности
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Креативность и теории, ее описывающие
Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010...
Креативность и девиации поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Креативность как интегральная творческая способность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Креативность личности
...
Подходы к пониманию креативности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Дивергентное мышление как креативная способность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Оставить комментарий