Творческий потенциал человека

Выше уже отмечалось, что к творчеству способны практически все люди. Однако уровень творческих достижений у людей бывает различным. Большинство высоких творческих достижений в той или иной области принадлежит лишь незначительной части людей. Так, в исследовании Денниса (Dennis, 1955) представителей разных областей деятельности (музыка, геология, химия, геронтология) было выявлено, что в каждой из них около половины достижений принадлежит десятой части соответствующих специалистов. Как правило, в каждой профессиональной группе «низшие» 50 % создают меньше, чем «верхние» 10 %. Отсюда: для достижения высоких творческих результатов, значимых для общества, возникает необходимость в поиске этих 10 % талантливых людей, обладающих, как говорят, творческим потенциалом. Однако поиск людей с высоким творческим потенциалом имеет и другое значение. А. М. Матюшкин (1989) пишет, что «научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей и учащихся. Обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную модель творческого развития человека» (с. 29), так как «психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество».

Социологические исследования показали, что одаренные люди составляют сравнительно небольшую часть населения (эти данные колеблются от 2,5 до 20 %). По тестам на выявление общей одаренности данные несколько выше: талантливая часть населения составляет около 20 % (Хавингерст, 1958).

Матюшкин А. М., Сиск Д. А., 1988, с. 90.

В издании «Творчество.», 2008, утверждается, что «поле значений понятия «креативность» шире понятия «творческий потенциал», так как феномен креативности имеет потенциальную и актуальную формы», и что ««творческие способности» (интеллектуальные, эстетические, коммуникативные и др.) - структурные компоненты креативности» (с. 69). Мне представляется, что, наоборот, понятие «творческий потенциал» шире понятия «креативность», а креативность является лишь одной из творческих способностей, в которые входит и способность к конвергентному мышлению.

Творческий потенциал человека может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком смысле это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению, в широком смысле - это еще и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности (см. рисунок ниже).

По существу творческий потенциал в широком смысле - это структура характеристик, присущих творческим личностям (креативам). При этом если творческий потенциал в узком смысле измеряем, то в широком смысле - только прогнозируем с учетом степени выраженности личностных особенностей. Поэтому выведение какого-то обобщенного показателя (коэффициента) творческого потенциала (креативности, как пишут Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов, 2006) весьма затруднительно.


Если цели личности лежат вне самой деятельности, если человек работает лишь ad gonorares или только для того, чтобы не потерять престиж, то деятельность (осуществляемая на уровне действия) выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемого. Отмечая высокие способности такого человека, не следует говорить о его высоком творческом потенциале, поскольку творчество предполагает... увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности (фактически саморазвитие деятельности), а это, на наш взгляд, и есть творчество.

Таким образом, творческие способности рассматриваются нами не как особый, самостоятельный вид способностей, они выступают не в качестве отдельной модальности, а характерны для любого вида труда. Условно говоря, творческость - это способность не просто к высшему уровню выполнения любой деятельности, но к ее преобразованию и развитию.

Богоявленская Д. Б., 1999, с. 36.

Большей частью о творческом потенциале судят по творческим способностям и одаренности. Часто эти два понятия используются как синонимы. Между тем это хотя и родственные, но все же разные понятия (Рубинштейн С. Л., 1946; Ильин Е. П., 1981; Шадриков В. Д., 1982; Мантуржевская М. [Manturzewska, 1986]).

Ключевые слова: Творчество, Человек
Источник: Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Материалы по теме
Творческий потенциал личности
Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн....
Типология организаций по взаимодействию с человеком
Менеджмент. Учебное пособие
Роль эмоций в творчестве
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Структура психики человека
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Регрессия в творческом процессе
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Человеческий фактор в конфликте
Шаш Н.Н., Конфликтология
Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Мышление как творческий процесс
Штейнмец А.Э., Общая психология
Оставить комментарий