Творческая сущность личности. Объективное и субъективное творчество личности. Мотивация творчества

Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом, что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Погружение личности в атмосферу творчества способствует удовлетворению ее потребности в активном познании нового.

Эффективность использования потенциальных возможностей человека, о которых речь шла в предыдущей лекции, зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности, индивидуальных и возрастных особенностей, а также от организации высокоэффективной деятельности, т.е. деятельности творческой.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Новизна - одна из важнейших характеристик творческой сущности личности. Она может возникнуть как в процессе творчества, так и в качестве конечного продукта. Суть творчества заключается не только в накоплении знаний и мастерства, сколько в умении открывать новые идеи и находить оригинальные пути.

Однако сущность творческого процесса не исчерпывается новизной, тем более, что последняя может быть субъективной: человек (особенно ребенок) считает, что он открыл новое, но объективно это уже известно. Отсюда деление творчества на субъективное и объективное.

В.П. Пархоменко выделяет следующие основные характеристики творчества: элементы творчества присутствуют во всех видах человеческой деятельности; реализация способности человека к творчеству зависит от объективных и субъективных факторов; творчество является двигателем прогресса; творчество обладает универсальным интегрированным содержанием, колоссальным методическим и эвристическим потенциалом; творчество высшего уровня предполагает или включает в себя самотворчество; в творчестве наиболее полно реализуется «Я» человека; творчество обладает высочайшей эмоциональной привлекательностью; творчество является могучим средством обучения, воспитания, развития, самопознания; в творчестве происходит реализация цели и смысла жизни.

В научно-методической литературе последних десятилетий понятие «творчество» чаще всего рассматривается в тесной взаимосвязи с категорией «развитие». Для развития человека творчество имеет огромное значение, творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

В настоящее время существуют различные классификации видов творчества. В.А. Моляко, например, выделяет следующие виды творчества - научное, техническое, литературное, музыкальное, изобразительное игровое, учебное, бытовое («домашнее»), военное, управленческое, ситуационное («житейское»), коммуникативное. Все эти виды реализуются в процессе деятельности.

А. И. Кочетов, определяя творческую деятельность как «процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества и с наименьшей затратой времени и сил», выделяет три вида творческой деятельности:
- комбинационное творчество (создание нового на основе комбинации известного);
- инновационное творчество (внесение новых, ранее неизвестных элементов);
- исследовательское творчество (создание нового подхода или идеи).

Качества творческой личности развиваются непосредственно в творческой деятельности. Дошкольники включаются в творческую деятельность с удовольствием, ибо она реализует их любопытство, потребность в познании мира, в общении и желании проявить себя.

Под понятием «творческая деятельность» иногда понимают просветительство, выдвигая на первый план лишь знания. При этом утрачивается сознательный характер деятельности. Высокий уровень положительно влияет на развитие творческого потенциала личности. Однако эти два понятия далеко не всегда находятся в прямой зависимости. С другой стороны, развить интеллект можно только в самостоятельной, особенно в творческой деятельности. Делать это нужно начиная с дошкольного возраста. Это поможет максимально развить творческий потенциал личности.

Источник: 
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010