Регрессия в творческом процессе

Регрессия лежит в основе творческого процесса, особенно в сфере художественного творчества. Однако по некоторым своим параметрам участвующая в художественном творчестве регрессия не всегда одна и та же. Активизировать художественное творчество с помощью регрессии можно двумя путями: произвольно и непроизвольно.

Произвольная регрессия состоит в том, что человек сам, сознательно и по своему желанию, представляет себя более молодым и даже маленьким ребенком, пытаясь чувствовать, думать и действовать как ребенок. Он может поступить так, например, ради шутки, чтобы создать впечатление комического. Он может произвольно регрессировать для того, чтобы играть с детьми в какую-либо ролевую игру и, получая удовольствие, одновременно ухаживать за ребенком и воспитывать его.

Непроизвольная регрессия. Во-первых, человек оказывается в трудной ситуации и у него, независимо от его воли, происходит регрессия. Во-вторых, подобная регрессия может иметь место также в процессе самого творчества. Например, писатель пишет роман и описывает такие проблемные ситуации, в которых он, идентифицируясь с героями, сам переживает психическую регрессию, приписывая эти переживания своим героям. Это уже в основном непроизвольные и в значительной части подсознательные процессы.

Отсюда видно, что человек может переживать психическую регрессию даже тогда, когда он лишь воображает себе соответствующую ситуацию, например что его герой ребенок и т. п. При этом психологам предстоит исследовать процессы идентификации и атрибуции, которые необходимы для того, чтобы регрессия давала творческие результаты.
 
Но посмотрим, что еще происходит в психике человека, который, произвольно или непроизвольно оказался в состоянии психической регрессии. На этот вопрос в какой-то мере пытался ответить Гарри Стэк Салливен.

Три причины регрессии (по Салливену) и воображение

Многие индивиды и в повседневной жизни - не только в крайне серьезных ситуациях -переживают регрессию к ранним формам психической активности. Г. С. Салливен считал, что для этого имеются три основные причины:

  1. вытесненные динамические содержания должны каким-то образом разряжается, чтобы человек сохранил удовлетворительный уровень психического здоровья. Эта разрядка происходит в сновидениях, в дневных фантазиях, в некоторых более открытых формах активности.
  2. Вторая причина состоит в том, что у человека нет времени для того, чтобы все выполнять произвольно и логично. Да в этом и нет необходимости. Если бы мы старались все делать упорядоченно, шаг за шагом, мы бы не продвинулись вперед.
  3. Третья причина состоит в том, что ранние формы символических процессов могут достигнуть такого эмоционального богатства содержания, которая недоступна для повседневных переживаний и активности. Люди, которые сохранили способность свободного использования своего воображения, знают, что мир воображения намного богаче, разнообразнее, насыщен более интенсивными переживаниями, чем мир реальных переживаний.

Таким образом, согласно Салливену, прототаксическая активность прото-понятиями (pre-concept), характерная для младенческого возраста, и паратаксическая аутистическая активность периода детства являются первичными формами творческого мышления и спонтанного чувствования. Здесь человек временно игнорирует требованиями «реального» мира, о котором существует согласие. Все те значения, которые разделяются другими, должны быть выражены в символах, понятных для других. Чувства также должны получить конвенциональные выражения. Но трансформация ранних символов в конвенциональные выражения наступает позже180.

Салливен понимал, что не все формы психической активности, в которых используются ранние символы, если они даже нерациональны, являются случаями вытеснения. Объем вытесненного содержания, выражаемого в нерациональных формах активности, зависит от структуры Я-концепции. Человек с высоким уровнем самоуважения, имеет значительно меньше вытесненных тенденций, чем человек с низким уровнем собственного достоинства. Но это вовсе не значит, что человек с высоким самоуважением, способным к любви, выразили в своей активности меньше ранних форм мыслей и чувств. Может иметь место обратное.

Эта идея Салливена очень важна для понимания механизмов творчества. Мы полагаем, что такой человек, регрессируя к ранним формам познавательных процессов, будет использовать их, скорее всего, для творчества, для сублимации, а не для примитивных целей, таких как агрессия против других людей и т. п.

Можно сказать, что у таких людей регрессия служит для активизации воображения, которая, в свою очередь, обеспечивает плодотворность сублимации.

Таким образом, форма использования возрастной регрессии зависит от типа личности, от структуры самосознания.

Ключевые слова: Регрессия, Творчество
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Регрессия и психическое развитие
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Технологии развития творческого потенциала личности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Психологические особенности творческой личности
Толшин А.В., Рождественская Н.В., Креативность
Коллективное творчество и творчество в коллективе
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Продукты творчества как показатели креативности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Когнитивная регрессия
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Творческое мышление
Карпов А.В., Общая психология
Педагогическое общение как творческий процесс
Толшин А.В., Рождественская Н.В., Креативность
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий