Психологические особенности различных видов творчества

Рассмотрим особенности творческого процесса, а также значение воображения в некоторых видах деятельности.

Научное творчество. Особенно важную роль воображение играет в научном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Научное творчество направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их связей, отношений, на познание еще неведомых процессов в природе и обществе. Научное творчество предполагает установление факта существования явлений, процессов, а главное — вскрытие причин, их порождающих. Оно предполагает установление логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий. Поэтому важнейшую роль в научном творческом процессе играет мышление. Опираясь на воспринимаемые или представляемые факты, оно анализирует, соединяет, сравнивает, обобщает и т. д. и таким образом устанавливает закономерную связь.

Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем, имея дело главным образом с понятиями. Так, например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: «Допустим, что...», «Представим себе, что...». Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

Однако ученый не всегда в состоянии установить логическую последовательность изучаемого. В его распоряжении может не быть достаточных фактов или имеющиеся факты могут противоречить общепринятому логическому построению материала. В этом случае исследователь прибегает к воображению, которое восполняет пробел. Таким образом, ученый благодаря воображению создает недостающее звено в уже доказанной цепи фактов, положений. Это звено пока не обосновано, но оно существует. Дальнейшая творческая работа над проблемой заключается в доказательстве правомерности или ложности этого звена. Если доказано первое, воображение сыграло свою положительную роль, если же оно ложно, то и в этом случае созданное фантазией звено было хотя и временным, но необходимым.

Ярким примером, иллюстрирующим отмеченную роль воображения в научном творчестве, является создание Д.И. Менделеевым периодической таблицы элементов. Не все места в таблице в момент ее создания были заполнены. Д.И. Менделеев предполагал с достаточной точностью основные свойства элементов, которые займут пустующие клетки. О многих других свойствах ему можно было только фантазировать (например, об устойчивости этих элементов во времени).

К научному творчеству в большей мере относятся перечисленные выше этапы, которые выражают последовательность научного открытия, поиска. Однако в некоторых случаях эта этапность может быть нарушена, поскольку существует творчество в области теории и творчество с опорой на практику. Например, исследования в области теоретической и экспериментальной физики. В первом случае творческий процесс выражается в расчетах, во втором — в проведении опытов, экспериментов, их повторении, изменении. Но в обоих случаях цель одна — открыть новые закономерности, связи.

Техническое творчество. Деятельность человека по созданию новой техники, новых изобретений, новых конструкций является весьма многообразной и сложной, имеет свою специфику и в общем виде представляет техническое творчество. Далее будем употреблять термин «изобретательская деятельность», взяв за основу изобретение как создание чего-то нового. Специфика изобретательской деятельности состоит прежде всего в том, что изобретательская деятельность, опираясь на результаты научного творчества, конечной целью имеет нахождение способа применения научных данных в практической деятельности человека.

Изобретатель создает новую материальную ценность (машину, прибор, механизм, способ действия), которая впитывает в себя научные открытия и достижения и своим появлением реализует их.

Советский психолог П.М. Якобсон подразделяет процесс творческой работы изобретателя на семь стадий:

  1. период интеллектуальной готовности:
  2. усмотрение проблемы;
  3. зарождение идей — формулировка задачи;
  4. поиск решения;
  5. получение принципа изобретения;
  6. превращение принципа в схемы;
  7. техническое оформление и развертывание изобретения.

Изобретательной деятельности, техническому творчеству, как и любой другой созидательной деятельности, необходимо обучать. Обучение техническому творчеству имеет большое значение не только в обеспечении успешности профессионального технического обучения, но и в формировании соответствующего отношения к труду. Изобретатель в условиях современного производства — чаще всего всегда член трудового коллектива, объединенного общей целью совместной деятельности с целями общества. При этом любое изделие или машина создается для потребления или использования другими людьми.

Положительное влияние коллектива, совместно решающего производственную задачу, возникшую по ходу трудовой деятельности, на индивидуальное мышление весьма разносторонне: в коллективе благодаря взаимной поддержке крепнет целеустремленность в решении поставленной задачи; обмен мнениями позволяет продумать ее более разносторонне и сокращает срок решения различных задач; в коллективе каждый обогащает свои знания и опыт, перенимая знания и опыт у других, и решение одного вопроса побуждает решать новые задачи, появившиеся в процессе «коллективного обдумывания».

Проявления творческого воображения и технического творчества представляют собой в технических высших, средних специальных учебных заведениях, в системе профессионально-технического образования и на производстве массовые явления. Так, около 50 % учащихся профессионально-технических училищ уже в начале своего профессионального становления пытаются рационализировать и изобретать. Формы творчества все более отчетливо осознаются и проявляются по мере роста профессионального мастерства, являясь и предпосылкой, и его следствием.

Литературное творчество. Литературное творчество в значительной мере отличается от научного творчества. Иногда считают, что творческий труд писателя простой и не требует особых знаний и умений. Рассуждают примерно так: «Подумал, сел и написал». Конечно, для грамотного взрослого человека написать литературное произведение на уровне школьного сочинения не так сложно. Но создать художественное произведение, отражающее типичную картину жизни настоящего и прошлого, выразить в нем свою писательскую позицию является весьма сложно.

Творческий процесс писателя начинается с идейного замысла. Писатель работает над идеей, смыслом произведения, затрачивая на это немало времени. Большая и кропотливая работа проводится по сбору, накоплению материала, не только того, что войдет в произведение, но и того, который создает фон описываемых событий, позволяет вжиться в изображаемую ситуацию, проникнуть в нее чувствами и разумом.

Много работает писатель и над сюжетом произведения. Сюжет — это не точное копирование происшедшего случая, события. Хотя может сохраниться основная канва его. Главным образом, в сюжете находит отражение типичное, а также позиция автора.

А.И. Куприн начинал свои произведения с перелистывания газет годичной давности. В отделе происшествий он выбирал факт, который был исходным для большого произведения.

В основе пьесы «Живой труп» Л.Н. Толстого лежит жизненное событие, хотя концовка его совсем иная: женщина и второй муж были осуждены на выселение в Сибирь, а с первым ее мужем ничего не произошло.

Из приведенных и других многочисленных примеров видно, что действительно сюжет произведения может радикально отличаться от увиденного или услышанного писателем события, происшествия. Сюжет меняется в зависимости от писательского миропонимания, его философских концепций.

Главный источник писательского труда — его наблюдения и фантазия. Ничто не ускользает от зоркого взгляда писателя: ни деталь предмета, ни, казалось бы, совершенно скрытое движение мысли и чувства человека. Писатель фиксирует это в памяти и при необходимости включает в произведение. Он соединяет полученные в разное время и при разных обстоятельствах наблюдения воедино, создавая неповторимую, но типичную ситуацию, оригинальный персонаж. «Свободное воображение, — писал К. Паустовский, — ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег бы сказочник, — будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль — самая могучая и великолепная — может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей».

Важным моментом в творчестве писателя является способность проникать в психику другого человека, понимать эмоциональные состояния и выражать их достоверно. Это то, что в психологии называют эмпатией.

И.С. Тургенев так описывает высокую способность к эмпатии у Л.Н. Толстого: «Однажды мы виделись с ним летом в деревне и гуляли вечером по выгону недалеко от усадьбы. Смотрим, стоит на выгоне старая лошадь самого жалкого и измученного вида: ноги погнулись, кости выступили от худобы, старость и работа вовсе как-то пригнули ее: она даже травы не щипала, а только стояла и отмахивалась хвостом от мух, которые ей досаждали. Подошли мы к ней, к этому несчастному мерину, и вот Толстой стал его гладить и, между прочим, приговаривать, что тот, по его мнению, должен чувствовать и думать. Я положительно заслушался. Он не только вошел сам, но и меня ввел в положение этого несчастного существа. Я не выдержал и сказал: «Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью». Вполне понятно, лошадь не мыслила, у нее не было человеческих переживаний. Между тем великий писатель силой своего воображения нарисовал каргину того, что могло бы чувствовать и переживать существо, обладающее человеческой психикой и находящееся в положении лошади.

Основными этапами литературного творчества являются:

  1. возникновение идеи, замысла произведения;
  2. накопление материала;
  3. отработка сюжета (взаимоотношения персонажей, их дела, поведение);
  4. наполнение сюжета содержанием;
  5. написание произведения.

Каждый из названных этапов — это сложная, многогранная творческая деятельность.

Указанные этапы в целом представляют схему, не являющуюся жесткой для каждого писателя. Иногда писателю нет необходимости «собирать» материал для данного произведения: в его распоряжении есть знание изображаемого, жизненный опыт, яркие и точные впечатления.

Несколько иную роль в литературном творчестве, по сравнению с научным, выполняет воображение. С самого начала работы над произведением писатель опирается на него. Писатель в сравнении с ученым меньше скован точными данными, фактами. Он может ими распоряжаться свободнее: перемещать во времени и пространстве, переставлять местами, изменять их и т. д. Логика фактов в художественном произведении подчинена созданной фантазией художника логике сюжета и логике поведения персонажей. В художественном произведении могут быть изображены невероятные события. И это вполне допустимо. Но художественный вымысел перестает быть ценным, если нарушается логика ситуации, логика образа. Читатель перестает верить писателю, а это — крах последнего.

Место воображения в литературном творчестве очень четко определил К. Федин. Обращаясь к своему корреспонденту, он писал о том, что тот переоценивает значение жизненных (фактических) познаний писателя по сравнению с его работой «сочинителя», умаляя вымысел, что после окончания огромной дилогии, в общей сложности в 60 печатных листов, он, К. Федин, оценивает соотношение вымысла и «факта» как 98 к 2.

Еще одной важнейшей особенностью воображения писателя является его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, которые возникают в голове писателя, затем оказываются пропущенными сквозь своего рода «обогащающее устройство», которым является эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель заставляет читателей, сопереживать, страдать и радоваться.

Художественное творчество. Художественное творчество предполагает творчество художника (живописца), дизайнера, скульптора, чеканщика, резчика по дереву и др. Каждый из названных видов характеризуется своеобразием используемого материала, инструмента, особенностями техники исполнения. Так, например, художник-живописец использует плоскость — холст, бумагу, картон, дерево, инструменты — краски, кисти, карандаши. Скульптор имеет дело с объемным материалом — глиной, гипсом, камнем, деревом и разнообразными инструментами. Но это внешняя материальная и техническая сторона художественного творчества. Есть и другая — внутренняя, психологическая.

Творческий процесс художника и скульптора, как и писателя, начинается с возникновения замысла. Вначале вынашивается идейный смысл произведения, обдумывается содержание его, общая композиция. Вполне естественно, что все это вырастает не на пустом месте, а на основе жизненного опыта, уже сложившихся взглядов, оценок. Когда обозначаются идейная и содержательная стороны произведения, художник и скульптор подыскивают натуру, в большей мере выражающую смысл его произведения (персонажи, позы, фон). Путем наблюдений и фиксаций в памяти, а также написания этюдов и лепки отдельных частей композиции или скульптурного портрета художник и скульптор отрабатывают образы и технику исполнения. Работа над этюдами окончательно выкристаллизовывает сюжет картины, скульптурного решения.

Собрав материал, отработав сюжет произведения, художник приступает к воплощению замысла. В акте исполнения концентрируется многогранная подготовительная работа. Но это одновременно и сложнейший творческий акт — единство действия, мысли, воли, чувства, освещенное вдохновением.

Творчество живописца и скульптора от начала и до конца пронизано воображением. Особенность его в том, что оно опирается на зрительные образы, оперирует зрительными представлениями. Воображение художника и скульптора характеризуется особой яркостью и живостью, детальностью представлений, в которых фиксируются мельчайшие подробности изображаемого (форма, цвет, освещенность). В отличие от научного мышления, ограничивающего воображение человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

Музыкальное творчество. В музыкальном творчества следует выделить:

  • творчество композитора;
  • творчество исполнителя.

Творчество композитора предполагает создание оригинального музыкального произведения, не повторяющего существующие, а творчество исполнителя — трактовку музыкального произведения при его исполнении.

Композиторское творчество в определенной мере отличается от других видов не только материалом, но и самим ходом, течением творческого акта. В сознании композитора мир представлен звучащим. Это, конечно, не означает того, что композитор лишен других видов чувствительности. Там, где обычный человек слышит шум мотора или скрип двери, журчание ручья или шелест листвы деревьев, у композитора возникает музыкальный образ. Даже тишина для композитора «звучит» мелодией. Исходным при создании музыкального произведения является жизненный факт, который вызывает эмоциональный настрой, в свою очередь, выражающийся в музыкальных фразах. Последние составляют мелодию. Таким фактом может быть жизненное явление. Например, Д.Д. Шостакович в первый год Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. Он был свидетелем беспримерного героизма защитников города. События начала войны получили отражение в его знаменитой Седьмой симфонии. Фактом, порождающим музыкальное произведение, может быть стихотворение. Ознакомившись с ним, композитор вживается в текст, что создает определенный настрой для создания соответствующей содержанию текста музыки.

Таким образом, композиторское творчество предполагает способность композитора улавливать во внешнем мире звуки и ритмы и переводить их в музыкальные образы, сочетать последние в сложные структуры.

Творчество исполнителя, как было отмечено, выражается в трактовке музыкального произведения и исполнении его. Казалось бы, в нотах сказано все: ритм, высота и долгота звуков, паузы и т. д. Исполнителю остается лишь точно соблюдать все нотные знаки. Однако подлинное творчество исполнителя заключается в том, что музыкальное произведение, образно говоря, пропускается через горнило его музыкальной натуры и тем придает произведению авторский неповторимый колорит. Произведение получает исполнительскую окраску, увеличивающую силу его воздействия. Ария Бориса Годунова в исполнении Ф.И. Шаляпина отличается от той же арии в исполнении певца-любителя, хотя оба они поют точно в соответствии с нотами. Творчество музыканта-исполнителя — это сложный, кропотливый труд.

Воображение в творческой деятельности педагога (учителя).
Казалось бы, педагогическая деятельность, например учителя, построена на знании фактов поведения ученика, на их анализе и выводах для педагогического воздействия. Однако это не все. Педагогическая деятельность предполагает и строгое мышление, и воображение как основу антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на учебные и воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка — важнейшая задача учителя как преподавателя и воспитателя. Во всем этом на процесс воображения ложится немалая нагрузка.

Сложность антиципирования в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что слишком многое обусловливает поведение и развитие школьника. В поведении ребенка нет однозначности, т. е. одна и та же причина не обязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Один и тот же стимул может по-разному переработаться в сознании школьника и выразиться в поведении. Это зависит от степени понимания его, состояния в данный момент, отношения к учителю, влияния сверстников и т. д. Педагог должен быть готов к тому, чтобы предвидеть комплекс причин, обусловливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшем будущем.

Отмечая необходимость воображения в учительском труде, вместе с тем следует предупредить об одной опасности. Оценка школьника должна строиться на достоверных фактах поведения. У учителя не должно быть сомнения в подлинности этих фактов. Если же подлинность поведения школьника оценивается не на основе восприятия, а на основе воображения, то допускается серьезная ошибка. Выдача предполагаемого, часто нафантазированного факта за реальное поведение и действие чревата неприятными и нежелательными последствиями как для учащегося, так и для учителя. Оценка школьника и его дел, каждый поступок и проступок должны быть поставлены в логически связанную цепочку. В этой части учительский труд ничем не отличается от творческого труда ученого.

Ключевые слова: Творчество
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Уровни (типы) творчества
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Методы оценки одаренности творческой личности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Типология творчества
Богоявленская Д.Б., Психология одаренности
Мотивация творческой деятельности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Креативность как интегральная творческая способность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Творческая сущность личности. Объективное и субъективное творчество личности. Мотивация творчества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Проблема творчества в философии
Яголковский С.Р., Психология креативности и инноваций, 2007
Коллективное творчество и творчество в коллективе
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Оставить комментарий