Психоанализ художественного творчества

Художественное творчество с психоаналитической точки зрения — особая форма репрезентации вытесненных влечений, часто неосознаваемая самим творцом, но настойчиво заявляющая о своем присутствии в виде многочисленных особенностей — от сюжетных линий литературных произведений и характерологических черт персонажей до специфической образности, граничащей с онейрической или психопатологической реальностью фактического автора.

Формирование проблематики

Постепенное расширение границ психоанализа и его трансформация из терапевтического метода в самостоятельную теорию культуры было обусловлено личностью его создателя. 3. Фрейд был не только классически образованным человеком, владеющим широким наследием мировой науки, но и оригинально мыслящим ученым, который свободно ориентировался в пространстве культуры и находил неожиданные параллели между фазами развития индивидуальной психики и особенностями формирования культурных феноменов. Произведения 3. Фрейда не укладываются в рамки строго научных жанров: они предстают в виде своеобразных интеллектуальных историй с нетривиальным сюжетом, парадоксами мысли, динамичным действием, яркой кульминацией и непредсказуемым финалом.

Интеллектуализм работ основоположника психоанализа формировался в соответствующей духовной атмосфере эпохи модерна. Кризис рационализма выражался в философии Ф. Ницше и новых веяниях модернистского искусства, в интуитивизме и увлечениях иррационализмом. Попытки разрешить проблему сложных отношений между различными модусами человеческой жизни и культуры способствовали активному развитию европейской философии, науки, искусства и литературы. Противопоставление витальности и сковывающих витальные импульсы культурных запретов — основная тема эпохи. Представители искусства, писатели и мыслители обращали пристальное внимание на такие феномены психической жизни человека как сновидение, галлюцинация, бред, гипнотизм, экстаз. Культурная жизнь Европы развивалась в динамике напряжения между полюсом декаданса, творческого кризиса и исчерпанности искусства и полюсом ожидаемых творческих озарений, открытий, прорывов.

Обостренное ощущение новизны, неповторимости происходящего, отраженное в модернистском искусстве, способствовало формированию особого типа исторического самосознания. Вена — город, в котором долгие годы жил и работал 3. Фрейд, — была в ту эпоху одним из международных центров модернистского искусства. В поисках путей творческого обновления и преображения культуры представители модернизма обращались к доисторическим, первобытным контекстам, связанным с архаической и мифологической символикой, магией и примитивной религией. Миф становился центральной категорией мысли, позволяющей примирить противоречия, выявить новую нерационалистическую картину мира. Модернистская эпоха — не только время многочисленных кризисов, но и период фундаментальных культурных и метафизических открытий в человеческом бытии.

Психоанализ был погружен в культурные контексты модернистской эпохи и проникнут ее противоречиями: природное и культурное, массовое и индивидуальное, рациональное и эмоциональное — антиномичность указанных категорий стала причиной многочисленных споров, обсуждений, широких теоретических дискуссий в психоаналитическом дискурсе.

Психоаналитическое учение формировалось как опыт преодоления противоречивого состояния европейской культуры.

Начало этому преодолению было положено 3. Фрейдом на материале осмысления психических расстройств. Созданная на основе новых данных теория бессознательного развивалась 3. Фрейдом на протяжении всей жизни, но уже первое определение прозвучало на страницах его знаменитого труда «Толкование сновидений»:

«Бессознательное есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира, и раскрываемое... в той же незначительной степени, как и внешний мир — показаниями наших органов чувств».

Концепция неосознаваемых человеком процессов, в скрытом виде руководящих его деятельностью и мотивирующих его поступки, а также являющихся источником психических расстройств, вышла за границы терапевтической практики и сместилась в область философии и теории культуры. Однако началом этой концепции был анализ механизмов сновидений (т. е. функционирования онейрической реальности). Сновидение определялось 3. Фрейдом как первый продукт взаимодействия человека и культуры: это форма галлюцинаторного удовлетворения архаических желаний, вытесненных реальностью бодрствования в бессознательную сферу. Сновидение (онейрореальность) — результат динамического взаимодействия глубинных мотивов индивидуальной психики и культурной среды.

3. Фрейд впервые предложил отнестись к сновидениям как строго детерминированной системе: это совсем не бессмысленный набор случайных образов или результат сбоя работы нервной системы. В сновидениях есть смысл и скрытые намерения. Основной тезис «Толкования сновидений» — книги, с которой началась история психоанализа — состоит в том, что любые феномены психики имеют латентный смысл, выявляемый с помощью интерпретационных приемов и аналитических техник.

В дальнейшем психоаналитические построения значительно усложнялись. Парадигматической моделью 3. Фрейда становится теория «бессознательной памяти», содержания которой стремятся к компенсациям в виде симптомов или к отреагированиям в символических формах. Соответственно в произведениях искусства и литературы, так же как в сновидениях, настойчиво проявляют себя следы бессознательных процессов. Способом их толкования 3. Фрейд выбирает анализ систем символов и ритуалов. Символы и ритуальные действия сопровождают прорывы бессознательных импульсов в сферу Сознания, овладевая ими в симптоматических трансформациях или сублимациях. Человеческая культура, таким образом, рассматривается, во-первых, как результат этих трансформационных и сублимационных процессов, во-вторых, как форма подавления хаоса бессознательной психической жизни, и, в-третьих, как овеществленный отпечаток коллективного Бессознательного.

3. Фрейд отрицал случайность психических феноменов. Методологический детерминизм психоаналитической системы мысли направлял исследовательский дискурс на поиск интерпретаций и создание сложнейших объяснительных моделей. Психоанализ был обращен к парадоксальным противоречиям, пробелам памяти, несуразностям любого текста и находил уникальные толкования произведений искусства и литературы, религиозных писаний и высказываний пациентов.

Магистральной тенденцией этих толкований стало использование метода свободных ассоциаций, необходимо заполняющих недостающие звенья в цепи логических заключений. Бессознательное рассматривалось в качестве источника абсолютно всех психических процессов, а Сознание объявлялось иллюзией рациональности.

Определенными вехами психолого-культурологических исследований 3. Фрейда стали работы «Психопатология обыденной жизни» и «Остроумие и его отношение к бессознательному». В этих исследованиях была разработана так называемая психоаналитическая неврозология. Невротическая симптоматика была приравнена к образам сновидений и истолкована по тем же объяснительным моделям, что и онейрические (сновидче-ские) комплексы.

К фрейдовской неврозологии примыкает концепция инфантильной сексуальности, изложенная в работе «Три очерка по теории сексуальности» и вызвавшая бурю негодований научной общественности. Сексуальность определялась как тенденция к получению телесного удовольствия. Невроз объявлялся результатом конфликта между желанием удовлетворения и ограничениями, которые накладывает на это желание семья, общество и шире — культура. Необходимо подчеркнуть, что 3. Фрейд существенно расширяет понимание сексуальности и включает в эту категорию многочисленные проявления потребности в любви, признании, эмоциональной привязанности. Психическая энергия «либидо», выражающая сексуальное влечение, сближается у 3. Фрейда с Эросом Платона.

Ближайшие ученики 3. Фрейда развивают его идеи как в терапевтической области, так и за рамками клинической практики. На первом психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге (1908) Шандор Ференци выступает с докладом о проблемах детского воспитания, что послужило началом развития психоаналитической педагогики. Жесткие ограничительные схемы воспитания перегружают психику ребенка патогенными вытеснениями, которые становятся источником тревожности, ипохондрии и страха смерти. Ш. Ференци ставит вопрос о реформе социальных институтов, призванной дать большую свободу реализации детских желаний. Доклад Ш. Ференци был одним из первых публичных выступлений по проблемам распространения психоаналитических знаний и использования психоанализа вне медицинской сферы.

Фрейд изложил свои идеи по этой теме в статье «“Культурная” сексуальная мораль и современная нервозность» (1908). Здесь отмечалась тесная связь между культурой и провоцируемыми ею психическими заболеваниями, а также обращалось внимание на необходимость реформ в сфере сексуальной морали. Происхождение культуры, как было отмечено, 3. Фрейд связывал с необходимостью обуздания и вытеснения архаических влечений. Влияние культуры проявляет себя в подавлении сексуальности моральными установками. Подчинение требованиям культуры выполнимо до определенной степени. Поэтому человеку свойственно протестовать против этих подавляющих функций — культурные революции происходят именно в силу этой причины. Перечисленные идеи будут развиты 3. Фрейдом позднее в работе «Недовольство культурой».

Немалое значение для формирования психоаналитического подхода к изучению культуры имели работы Карла Густава Юнга и его знаменитой пациентки и ученицы, россиянки по происхождению, Сабины Николаевны Шпильрейн. Идеи ее докторской диссертации «О психологическом содержании одного случая шизофрении (Dementia ргаесох)» (1911) и научного исследования «Деструкция как причина становления» (1912) прямо и косвенно будут использованы в «Метаморфозах и символах либидо» (1912) К. Г. Юнгом и в работе «По ту сторону принципа удовольствия» 3. Фрейдом. Комплекс идей, представленный в этих трудах, расширил психоаналитический контекст далеко за пределы клинической ситуации — в область мифологии, искусства, художественного творчества.

Несмотря на концептуальные расхождения с юнговской аналитической психологией в одной из последних своих работ «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939) 3. Фрейд определенно повторит идею о том, что содержание Бессознательного коллективно и является общечеловеческим достоянием. Согласно концепции 3. Фрейда культурные феномены находятся в одном ряду с феноменами психики — сновидениями, симптомами, расстройствами речи (афазиями), так как они формируются по аналогичным принципам вытеснения и трансформации посредством сублимированной психической энергии.

Одной из первых работ 3. Фрейда, в которой психоаналитический метод был использован для анализа произведения искусства и личности художника, было исследование «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» (1910). В работе была предпринята попытка психоаналитического рассмотрения творчества великого художника сквозь призму его детской фантазии и интерпретации картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». Некоторые современные ученые отмечают спорность толкования, предложенного в этом исследовании 3. Фрейдом, но сама интерпретационная модель, созданная автором замечательного труда, ее парадиг-мальная ясность и структурированность, безусловно, стали основой для дальнейшего развития психоаналитической методологии в культурологических, искусствоведческих, литературоведческих исследованиях.

3. Фрейд обращался к теме художественного творчества достаточно часто: наиболее известными его работами из этой сферы являются «Бред и сновидения в “Градиве” Йенсена» (1907), «“Моисей” Микеланджело» (1914), «Достоевский и отцеубийство» (1928). Классический психоанализ определяет художественное творчество или результат сублимации и посредством интерпретации показывает, каким образом душевные движения реализуются в произведениях искусства. Однако ни сам 3. Фрейд, ни ближайшие его ученики и последователи, предлагая вниманию те или иные шокирующие обывателя интерпретации, никогда не были категоричны и не претендовали на их окончательность. Более того, 3. Фрейд отвергает всякие попытки однозначного понимания генезиса и сути творческого начала; дар личности был для него необъяснимым феноменом; вопрос о том, почему тот или другой психический комплекс находит творческое воплощение в искусстве, а не реализацию в невротической симптоматике, оставался для него без ответа.

Парадоксальным образом искусство в психоаналитическом дискурсе оказывается приравненным к симптомам, сновидениям, забываниям, оговоркам и ошибкам речи. Художественное произведение в символической форме выражает определенное состояние психики, что и позволяет проводить такую аналогию.

3. Фрейд был замечательным знатоком и почитателем искусства: известно его восхищение памятниками искусства античности и эпохи Возрождения, особое отношение к литературной классике. Одновременно с этим он весьма насторожено относился к новаторским формам искусства, включая такое течение как сюрреализм, хотя некоторые представители этого направления считали Фрейда одним из своих идеологов. Тем не менее состоявшееся в конце жизни 3. Фрейда личное знакомство с молодым испанским художником Сальвадором Дали произвело на основоположника психоанализа неизгладимое впечатление.

Психоанализ творческого акта

Произведения искусства, согласно учению 3. Фрейда, подобно сновидениям имеют манифестное и латентное содержание. К латентному содержанию относятся так называемые скрытые мысли и мотивы, которые требуют психоаналитической интерпретации с целью выявления целостного смысла произведения. По Фрейду, в основе неосознаваемого мотива творческого акта лежит желание художника заменить неудовлетворяющий его объективный мир собственной психической реальностью. Подобного рода замена, как убедительно было показано в «Толковании сновидений», происходит и во сне. Аналогия между сновидением и художественным произведением приводит к выводу о том, что при создании художественного произведения задействуются те же самые механизмы, что и при формировании сновидения: сгущение, смещение, символизация и некоторые другие. Позднее французский психоаналитик Жак Лакан (1901—1981) и российский филолог Р. О. Якобсон (1896—1982) существенно дополнили концептуальные возможности, которые дает теоретическое сближение и сопоставление механизмов сгущения и смещения с принципами построения художественных тропов — метафоры и метонимии.

Тем не менее 3. Фрейд определял пределы психоаналитического толкования художественных произведений и те границы, за которые психоаналитический метод проникнуть не может: влечения и их превращение — это последний пункт, доступный психоаналитическому познанию. Природа художественного гения недоступна психоаналитическому пониманию. Таким образом, психоанализ не претендует на объяснение феномена художественного творчества, но предлагает интерпретацию мотивов создания художественного произведения и раскрывает их психоаналитический смысл.

Психоанализ художественного творчества изучает формы катарсического взаимодействия личности с проявлениями креативной активности художника, а также индивидуальными особенностями последнего. Катарсис в психоанализе понимается как состояние психологического очищения, связанного с процессом отреагирования внутреннего напряжения через рецепцию художественного произведения. Исторически понятие катарсиса восходит к античной трагедии и означало, по Аристотелю, «избавление от аффектов» через возбуждение в зрителях сострадания и страха. Художник, испытывая эмоциональное напряжение, способен найти способ неразрушительного отреагирования через создание художественного произведения, которое (и в этом заключается квинтэссенция художественного дара) позволит и другим людям также преодолевать внутренний психологический дискомфорт через восприятие этого произведения.

Теория культуры

Книга Фрейда «Тотем и табу» стала очередным этапом формирования психоаналитической теории культуры. С опорой на данные этнографии, антропологии и анализа психологии первобытных народов 3. Фрейд создает принципиально новую, психоаналитическую концепцию тотемистической религии. Геккелевский закон «онтогенез повторяет филогенез» (книга Э. Геккеля «Решето Вселенной» вышла в свет в 1899 г.) позволяет ему провести знаменитую психоаналитическую параллель «невротик — ребенок — дикарь». Исследования в области культуры дают 3. Фрейду пищу для размышлений как теоретически обобщающего плана, так и практического терапевтического свойства. Психоаналитическая модель культуры структурируется как система запретов и искупительных ритуалов, предназначенных для снятия страха и нейтрализации чувства вины.

В 1914 г. Фрейд публикует психоаналитический очерк о статуе Моисея, созданной Микеланджело. В этой работе Фрейд предпринимает попытку провести аналогию между историей конкретной личности и историей народа, между индивидуальной и массовой психологией. Впоследствии этот подход получил название психоисторического.

Начиная с 1913—1914 гг., помимо клинической работы 3. Фрейд активно занимается исследованием взаимоотношений человека и общества. Постепенно его мысль смещается от категорически негативной оценки репрессивных, подавляющих функций культуры к признанию необходимости сдерживающего характера культуры. Исследовательские размышления и выводы 3. Фрейда, связанные с психоаналитическим изучением культуры, к середине 1920-х гг. складываются во вполне законченную единую психоаналитическую философию и теорию культуры.

Безусловная ценность фрейдовского учения о культуре многократно подтверждалась специалистами, как сторонниками, так и противниками психоаналитической картины мира. Наиболее значительными работами 3. Фрейда в этой области, относящимися к позднему периоду деятельности, были, конечно, исследования «Психология масс и анализ человеческого Я», «Будущее одной иллюзии», «Неудовлетворенность культурой» и «Человек Моисей и монотеистическая религия».

Психоаналитическое изучение культуры и общества после и параллельно 3. Фрейду развивалось в рамках самых разных школ и направлений на Западе и в России. Экзистенциализм был одним из первых философских течений XX в., в котором активно использовались психоаналитические идеи. Психоанализ переосмыслялся экзистенциалистами с позиций феноменологической методологии. Так, например, Людвиг Бинсвангер разработал оригинальную версию экзистенциального психоанализа на основе феноменологической антропологии Мартина Хайдеггера. Сближение психоанализа и феноменологии Эдмунда Гуссерля привело к появлению экзистенциального психоанализа Жана-Поля Сартра и Поля Рикера.

Работы Эриха Фромма дали новый импульс фрейдовскому учению в философии, политике и социальной психологии. Для основателя Франкфур-сткой школы социологическая проблематика стала главным направлением исследований с 1922 г.

Многие направления и стили, возникшие в искусстве Западной Европы, получили самое неожиданное преломление в творческой практике российских художников. История авангарда и история психоанализа в России — яркий пример такой специфической рецепции модернистского комплекса идей в контексте русской культуры. Новая эстетика отрицала нормы классической рациональности в искусстве, что, безусловно, сближало ее с психоаналитическим дискурсом, в рамках которого также происходила своего рода деконструкция классической декартовской рационалистической модели человеческого сознания. Идеи 3. Фрейда были широко и оригинально восприняты русскими авангардистами, чему способствовал и соответствующий культур-философский контекст Серебряного века. Романтизация любви и смерти, Эроса и Танатоса, «метафизика пола» — темы, характерные для авторов этой эпохи. «Философия пола» становилась объектом исследовательского интереса даже в трудах русских религиозных мыслителей.

Миф о проточеловеке-андрогине, известный еще Платону, в русской модернистской культуре обретает свое, новое измерение именно в контексте философии пола. В. С. Соловьев, оказавший идейное влияние на всю эпоху, посвятил этой теме труд «Смысл любви», в котором указал на теснейшую метафизическую связь любви и смерти, что во многом предвосхитило психоаналитическую концепцию Эроса и Танатоса, а также учение российской последовательницы 3. Фрейда Лу (Луизы Густавовны) Андреас-Саломе (1861—1937).

«Русским Фрейдом» иногда называют философа В. В. Розанова, для которого значение пола было мистико-метафизическим: «Связь пола с Богом, — отмечал русский мыслитель, — большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом, — выступает из того, что все асексуалисты обнаруживают себя и атеистами».

В сочинении русского философа Б. П. Вышеславцева (1877—1954) «Этика преображенного Эроса» (1931), созданного под влиянием психоаналитического учения, была исследована традиционная для русской философии тема противостояния этики долга и этики творчества с учетом открытий 3. Фрейда.

Психоанализ, появившись на рубеже XIX—XX вв. как новый психотерапевтический метод, разработал свою общепсихологическую теорию личности, развивавшуюся на протяжении всех последующих десятилетий. Однако одновременно с формированием опыта клинического применения нового метода постепенно складывалась оригинальная стратегия использования психоанализа по отношению к различным сферам науки и культуры — антропологии, этнографии, мифологии, религии, педагогики, политики, искусства, литературы. Свое особое положение как основы психотерапевтической практики и как философской и культурологической концепции психоанализ сохраняет до сих пор. Накопленный на протяжении столетия клинический опыт убедительно доказывает его эффективность при терапии как невротических, так и глубоких личностных расстройств. Трансформация психоанализа в истории культуры XX в. вывела его на одну из важнейших позиций гуманитарной методологии в мировой науке.

Выражая стремление современного человека к познанию особенностей индивидуальной психической жизни и массовых психических процессов психоанализ стал одной из важнейших составляющих современной системы знаний о человеческой культуре и обществе.

Ключевые слова: Психоанализ, Творчество
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Личность в психоанализе
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Креативность как интегральная творческая способность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Основные открытия и понятия психоанализа
Психоанализ : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Депрессивно-мазохистический характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Философия психоанализа Э. Фромма
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Типология творчества
Богоявленская Д.Б., Психология одаренности
Психоаналитическая психотерапия
Соловьева С.Л., Психотерапия
Мотивация творческой деятельности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий