Основой психодинамического подхода к пониманию личности является структурная модель личности, разработанная 3. Фрейдом в его фундаментальной работе «Я и Оно». По Фрейду, общей целью жизни души является поддержание приемлемого уровня динамического равновесия — увеличение удовольствия и минимизация неудовольствия. Личность, представляя собой динамическую систему (см. вопр. 32); зависит от бесконечного ряда психических конфликтов и компромиссов. Один инстинкт борется с другим, социальные запреты блокируют биологические побуждения, возможные способы разрешения конфликтов противоречат друг другу. Структурная теория, предложенная Фрейдом, пытается преодолеть этот кажущийся хаос душевной жизни. В представлении Фрейда, личность состоит из трех инстанций — Ид (Оно), Эго (Я) и СуперЭго (СверхЯ).
1. Ид (Оно) целиком принадлежит к бессознательному, но не исчерпывает бессознательное и характеризуется следующими особенностями:
- является источником инстинктивной энергии для индивида и резервуаром либидо. Согласно Фрейду, либидо — энергия инстинктов жизни, важной характеристикой которой является подвижность. Ее актуализация, увеличение и уменьшение, перераспределение и перемещение дают возможность объяснить психосексуальные феномены;
- служит удовлетворению побуждений либидо, повинуясь принципу удовольствия;
- аморально и алогично, не отличается единством намерений;
- обладает филогенетической памятью.
Оно является исходной структурой личности, открытой соматическим импульсам и влиянию Я и Сверх-Я. Другие части структуры личности развиваются из Оно, которое бесформенно, хаотично и неорганизованно. Оно подобно слепому королю, власть которого абсолютна, но он вынужден полагаться на других в распределении и использовании своей власти (короля играет свита). Содержание Оно также включает в себя мысли или воспоминания, вытесненные из сознания, пребывающие среди теней Оно, но попрежнему способные влиять на психическую жизнь человека. Само по себе вытеснение из сознания (прототип всех типов психологической защиты) неугодного содержания — самый эффективный и самый опасный, потенциальнопатогенный механизм защиты. Это объясняется тем, что изоляция инстинктивной и аффективной жизни от сознания может полностью разрушить целостность личности.
2. Эго (Я) — главный принцип, которым руководствуется эта инстанция — это принцип реальности. Я олицетворяет собой рассудок, рациональность; в противоположность Оно, содержащему страсти. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я защищает Оно подобно коре дерева. Но при этом Я пользуется энергией Оно и обретает контроль над требованиями инстинктов, решая, будет ли им позволено получить удовлетворение, откладывая удовлетворение до благоприятного времени и благоприятных обстоятельств во внешнем мире или же полностью подавляя требования инстинктов. Я контролирует и модулирует импульсы Оно, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более реалистичным. Главная задача Я — найти компромисс между требованиями Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Эти задачи решаются Я путем контроля двигательной и перцептивной активности, ориентации в текущей реальности, накопления опыта, способности к прогнозированию будущего. Я обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности.
3. Сверх-Я является хранителем моральных устоев, норм поведения и запретов. Фрейд указывал на три функции Сверх-Я:
- совесть,
- самонаблюдение,
- формирование идеалов.
Согласно Фрейду, Сверх-Я является наследником эдипова комплекса, под которым подразумевается возникающее в раннем детстве (преимущественно бессознательно) половое влечение к родителю противоположного пола и ненависть или даже желание смерти для родителя того же пола. Это кульминационный пункт инфантильной сексуальности. Преодоление эдиповых устремлений является предпосылкой развития нормальной взрослой сексуальности, успешной социализации и психического здоровья личности. Сверх-Я является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и в качестве гаранта защиты и любви. Хорошее или плохое отношение Сверх-Я так же важно, как в прошлом отношение родителей. Переход от контроля родителей к контролю Сверх-Я является предпосылкой для установления независимости. Самоуважение регулируется уже не одобрением или порицанием со стороны внешних объектов, а собственным ощущением правильности или неправильности сделанного. Согласие с требованиями Сверх-Я доставляет такое же наслаждение и чувство безопасности, которые в прошлом ребенок получал от любимых людей. Отказ от послушания требованиям Сверх-Я вызывает чувство вины и угрызения совести, подобные ощущениям ребенка при утрате любви. Когда психическая конституция взрослого дисгармонична, инфантильна, то она находится во власти какого-нибудь невроза. Сверх-Я в таком случае следует рассматривать как грозную силу, как источник всех неврозов, как помеху во взаимопонимании Я и инстинктов.
Таким образом, взаимодействия между элементами структуры личности понимаются в психоанализе следующим образом. Энергия психической активности личности черпается из Оно с его примитивной, инстинктивной природой; Я, возникающее из Оно, реалистически обращается с его основными побуждениями, являясь посредником между силами Оно, Сверх-Я и требованиями внешней реальности; Сверх-Я действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Я, устанавливая границы подвижности последнего. В психоанализе представление о личности неотделимо от следующего триединства: динамики психических процессов, принципа психического детерминизма, трех уровней структуры личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 65—68, 97—98, 136140,171173,183185.
2. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997. С. 92—95,101 — 105.
3. Хъелл Л Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.С. 112—116.
4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. С. 8—13,47.
5. Фрейд З. Избранное. М., 1990. С. 370—398.
6. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227—273.
7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Т. 5. С. 259—278.