Исследование фрустрации и защитных механизмов личности было начато Зигмундом Фрейдом и ее дочерью Анной Фрейд. Все последующие европейские и американские исследования носили на себе следы влияния психоанализа.
Однако только принятие фрейдовских идей было недостаточно для создания научной теории фрустрации и психологической защиты, для глубокого исследования этих явлений. Следовало выдвигать такие гипотезы, которые позволили бы организовать экспериментальные исследования, создать методики для таких исследований. Подобные попытки были предприняты целым рядом авторов. Н. Майер предложил концепцию «фрустрации и фиксации»; К. Левин с сотрудниками предложил концепцию «фрустрации - регрессии»; С. Розенцвейг предложил «эвристическую теорию фрустрации»; Дж. Доллардом и его соавторами была предложена теория «фрустрации - агрессии», к краткому рассмотрению которой мы сейчас и переходим. Это необходимо, хотя с основными положениями данной теории мы уже знакомы.
А. Теория фрустрации - агрессии. - Эта теория предложена группой американских психологов, работавших в Йельском Институте Человеческих отношений. Ее авторы стремились выразить в формальных терминах те идеи, которые содержатся в ранних работах З. Фрейда. Они опирались также на данные повседневного «здравого смысла».
Основными в этой теории представляются два утверждения, а именно:
- возникновение фрустрации всегда усиливает тенденцию организма отвечать агрессией;
- если организм отвечает агрессией, то это является достоверным признаком того, что имела место фрустрация.
Фрустрация же была определена как вмешательство в ход поведения, которая в нормальных условиях ведет к «целевому ответу». Агрессия усиливается при появлении вредного воздействия на организм.
Таким образом, согласно этой теории, фрустрация вызывает агрессию, а наличие агрессивного поведения индивида свидетельствует о том, что он фрустрирован. Авторы выделяют четыре главных класса факторов, которые определяют те специфические формы, которые агрессия принимает в результате фрустрации.
- Первый класс факторов составляют те условия, которые, влияют на силу тенденции индивида отвечать на фрустрации агрессией. Речь идет о следующих условиях: а) чем больше сила стремления к цели, тем сильнее тенденция к агрессивному ответу на фрустратор; б) чем больше число вмешательств (interference) в ход целенаправленной активности, тем сильнее будет тенденция к агрессивным реакциям; в) чем больше фрустрированных стремлений индивида (последовательностей целенаправленных действий) в течение времени, тем сильнее тенденция к агрессии. По существу, авторы сформулировали законы суммации слабых фрустра-торов во времени.
- Второй класс факторов. - Окружающая среда обычно активно реагирует на агрессивность организма, чаще всего наказывая его. Это сдерживающий агрессию фактор. Поэтому степень агрессии индивида зависит от ожидаемого уровня наказания за каждый агрессивный акт. Сопоставляя эту идею с предыдущими утверждениями, Доллард и его соавторы утверждали, что алгебраическая сумма положительных и отрицательных тенденций к агрессии может дать представление о том, появится ли явная агрессия после данной фрустрации. Авторы описывают широкий спектр условий и факторов, которыми определяется возможность явного агрессивного ответа на фрустрацию.
- Третий класс факторов. - Это те условия, которые определяют прямой или косвенный характер агрессии. Авторы начинают от обсуждения гипотезы о том, что самая сильная агрессивная тенденция направляется на тот объект, который считается источником фрустрации. Менее прямые формы агрессии менее строго детерминированы фрустрацией. Но, в соответствии с предыдущими группами условий, самая прямая форма агрессии должна быть заторможена и подавлена наиболее строго. Когда это имеет место, появляются косвенные формы агрессии. В целом это явление было названо смещением (перемещением) агрессии (термин принадлежит Фрейду). Самой анекдотичной является случай, когда мужчина, получивший отказ от своего босса в повышении чина, проявляет враждебность и агрессивное поведение по отношению к собственной жене. При перемещении агрессии ее объект меняется. Таким образом, встречаются случаи, когда меняются как объект, так и формы агрессии. Эти изменения имеют место в результате взаимодействия (интеракции) положительных и отрицательных тенденций при самых прямых формах агрессии, а также вследствие того факта, что существует иерархия косвенных форм агрессии, которая повышает вероятность их появления в том случае, когда более прямые и интенсивные формы агрессии заторможены (подавлены).
Еще одним шагом в развитии теории фрустрации-агрессии явилось утверждение Долларда и соавторов о том, что, как показывают факты, успешное проявление агрессии способствует ее самоусилению. Однако это приводит к ослаблению тенденции к агрессии в период ее проявления, точно так же, как усиленный процесс принятия пищи временно редуцирует желание есть. Психоаналитики называют такой процесс катарсисом. Комбинирование принципов перемещения и катарсиса приводит к следующему заключительному утверждению авторов: существует обратно пропорциональное отношение (inverse relationship) между тенденциями к проявлению различных форм агрессии. Когда одна форма подавляется, другие усиливаются. Когда одни формы проявляются, другие ослабляются. Это очень умное заключение позволило авторам теории утверждать, что они сумели доказать следующее: существует функциональное единство различных форм поведения, которые можно назвать разновидностями агрессии.
Доллард и его соавторы смогли перевести многие идеи психоанализа о фрустрации и агрессии на язык доминирующего в их дни бихевиоризма и развивать принципы и гипотезы этой области исследования. Это было крупным шагом в правильном направлении.
Б. Последующее развитие. - Теория Долларда и его соавторов, вместе с идеями фрейдизма, оказала значительное влияние на последующих исследователей фрустрации, хотя уровень этого влияния трудно оценить. Доллард и его соавторы почти не развивали свои концепции, поскольку во время Второй мировой войны их работа была прервана, а после войны у них появились другие интересы. Однако имеются исключения.
Кларк Халл (Clark L. Hull) развил свою теорию «стимул - ответ - подкрепление», в которой есть упоминание о теории фрустрации - агрессии.
Нил Миллер через некоторое время вернулся к одному аспекту теории - к вопросу перемещения (смещения), сформулировав его в терминах S - R теории. С помощью экспериментов он показал, что крысы, обученные подвергать агрессии других крыс, генерализуют этот ответ, распространяя на другие стимулы (например, на куклу), но только в том случае, когда первый объект агрессии (крыса) отсутствует. Он связал это явление с концепцией Халла о генерализации стимула, что обычно рассматривается в качестве весьма умелой интеграции различных теоретических точек зрения. С точки зрения первоначального варианта теории фрустрации - агрессии, в данном случае имело место очень любопытное ее экспериментальное подтверждение. Агрессия была индуцирована у экспериментальных животных Миллера посредством специфической формы подкрепляемого обучения. Электрический удар подавался тогда, когда обе крысы находились в экспериментальной клетке вместе. Когда, совершая прыжки, одна из них нанесла удар по другой, как при драке, электрическая стимуляция была выключена. Очевидно, что крысы обучались нападать друг на друга, но какое отношение это имело к предположению, что появление агрессии всегда предполагает, что имела место фрустрация?
Вероятно, самым последовательным в использовании первоначальной теории фрустрации - агрессии был Роберт Сирс.
Значительное влияние эта теория оказала на социальную психологию143. Еще Доллард и соавторы писали, что экономическая депрессия и репрессивные формы правления могут поднимать одну группу людей против других. Так же думали многие другие социологи и социальные психологи.
В настоящее время преданных последователей эта теория уже не имеет, хотя то и дело появляются подтверждающие ее положения единичные эмпирические исследования.
Основные критические замечания в адрес теории Долларда и соавторов были резюмированы Йетсом, который сводил их к трем общим типам возражений: 1) существует ли такой унитарный аспект поведения, который может быть назван агрессией? 2) сходны ли все фрустрирующие ситуации? 3) не может ли агрессия появляться и по другим причинам, например как результат обучения и самоусиления. Эти замечания представляют интерес и требуют соответствующих исследований.
Гипотеза фрустрации - агрессии была выведена на основе данных повседневных наблюдений, анализа клинических историй, немногочисленных экспериментальных исследований, социологических изысканий и результатов антропологических полевых исследований. Наблюдения, накопленные в этих областях, позволяют думать, что поведение человека имеет общие характеристики, которые могут стать основой для объединения названных областей знания.
В. Неагрессивные тенденции фрустрированной личности. - Уже в первоначальном варианте теории фрустрации-агрессии есть моменты, которые показывают, что авторы чувствовали: человек отвечает на воздействие фрустраторов не только агрессией. Как мы помним, в теории утверждается, что появление агрессии всегда предполагает фрустрацию, и обратно, наличие фрустрации всегда приводит к той или иной форме агрессии.
В итоге дальнейших размышлений над этой формулой Миллер пришел к выводу, что первая ее часть правильна и полезна как рабочая гипотеза: агрессивное поведение человека всегда предполагает фрустрацию. Но вторая ее часть неправильна, поскольку она утверждает, будто фрустрация не может иметь иных последствий, кроме агрессии. Еще одно возражение второй части формулы состоит в том, что в ней не проводится различия между подстрекательством (instigation) к агрессии и актуальным появление агрессивных действий. Но здесь возникает такая проблема, на которую до сих пор, по-видимому, не было обращено внимания: как становится возможным подстрекать человека, почему он оказывается восприимчивым к таким внушениям? Если актуальная фрустрация отсутствует, то не должны ли мы искать причину в предыдущих фрустрациях, в общей фрустрированности личности? Это важный вопрос.
Миллер и его соавторы понимали, что реальность более сложна, чем она описывается в их формуле. Уже через два года, в 1942 году, Миллер выпустил статью, в которой показал, что у фрустрированной личности, кроме агрессивной реакции, возникает целый ряд неагрессивных тенденций:
- после фрустрации индивид может стремиться избежать неприятной ситуации;
- он может стремиться преодолеть какие-либо трудности;
- он может проявить тенденцию выдвижения перед собой новых целей;
- он может также подвергать атаке препятствие (фрустратор).
Фактически мы здесь под названием «тенденций» видим зачатки понимания того, что фрустрированная личность, для преодоления возникшей ситуации, может пользоваться различными стратегиями. Развивая концепцию защитно-адаптивных стратегий личности, мы показали, что в их состав входят защитные механизмы, комплексы и установки. Агрессивная адаптивная стратегия (со своими вариантами) - только одна из главных адаптивных стратегий людей.
Н. Миллер понимал, что при фрустрации могут доминировать другие реакции, такие, которые подавляют агрессию. Возможность наказания также может подавлять агрессию.
Агрессивная тенденция фрустрированной личности усиливается в том случае, когда остальные тенденции, возникшие вместе с ней, ослабляются. Например, если удается ослабить страх перед наказанием, агрессивные действия фрустрированной личности становятся более вероятными. Когда же страх перед наказанием подавляет лишь открытую физическую агрессию, тогда тенденция к совершению нефизических и косвенных форм агрессии сохраняется.
Г. Суммирование тенденций к агрессии. - Нил Миллер и его соавторы, стремясь найти методы определения того, есть ли у человека тенденция к агрессии, предложили идею суммации двух тенденций. Они рассуждают следующим образом: если человека фрустрировать такими слабыми раздражителями, которые в других условиях не порождают агрессию, и если в данной ситуации человек отвечает агрессией, то можно сделать вывод, что возникшая под влиянием этого раздражителя агрессивная тенденция добавляется к уже существующей (подавленной) тенденции, и их сумма порождает наблюдаемые агрессивные действия.
Идея суммации агрессивных тенденций представляется интересной. Такие явления в реальной жизни действительно наблюдаются. Мы полагаем также, что можно даже говорить о действии закона суммации агрессивных тенденций. Причем можно полагать, что вновь возникшая тенденция не просто добавляется к прежней, усиливая ее, а поднимает ее на уровень сознания и поведения. Новая тенденция устраняет вытеснение и подавление, которым была подвергнута прежняя агрессивная тенденция.
Миллер считал, что фрустрация порождает подстрекательство к некоторым типам ответов, одним из которых является подстрекательство к различным формам агрессии. Если подстрекательство к агрессии интенсивнее, чем подстрекательство к другим реакциям, то агрессия появляется и доминирует над остальными реакциями. И наоборот, появление других реакций подавляет агрессию. Если же фрустрации длительны и повторяются, то появление агрессии неизбежно. Это является выражением закона суммации агрессивных тенденций.
Очень важно, что в рассматриваемой теории, пусть имплицитно, содержится идея о внутренней взаимосвязанности защитных механизмов, об их положительных или отрицательных взаимовлияниях. Но авторы этих теорий, по нашему мнению, не сумели понять, что на каждую конкретную фрустрирующую ситуацию личность, как правило, отвечает комплексом защитных механизмов, в котором та или иная реакция может доминировать, образуя центр этой системы. Это динамический комплекс, центр (ведущий механизм) которого может перемещаться со временем или уступить свое место другому ведущему механизму защиты. Предстоит исследовать внутренние закономерности таких переходов и преобразований. Можно предположить, что динамика защитных комплексов обусловлена как изменением внешних ситуаций, так и сменой мотивов личности.
Д. Условия появления неагрессивных реакций. - Очень важно также исследование тех условий, при которых появляются неагрессивные формы защитных реакций.
Если явные формы агрессии подавляются, то возникает вопрос: как узнать, что данная фрустрация подстрекает, провоцирует другие, косвенные и менее откровенные формы агрессии. Миллер утверждает, что если даже такие формы агрессии также подавлены, то для их обнаружения можно использовать различные процедуры.
Возможны две такие процедуры. Одна из них состоит в том, что редуцируются конкурирующие подстрекательства (instigations), как, например, страх перед наказанием, и наблюдают, какие формы агрессии появляются. Вторая процедура состоит в конфронтации субъекта с дополнительной фрустрацией, которая, как можно судить на основе предыдущих экспериментов, одна способна вызвать агрессию, т. е. преодолеть влияние подавляющих агрессию сил. Если такая добавочная фрустрация приводит к агрессии, то это значит, что ее сила сложилась с силой предыдущих фрустраций, которые сохранились, но еще не могли вызвать агрессивное поведение.
Таким образом, возможно с помощью экспериментов продемонстрировать наличие фрустрированности личности и ее потенциальную готовность прибегать к помощи механизма агрессии. Эта скрытая агрессивность актуализируется при добавлении новой небольшой дозы фрустрации.
Е. Новые направления исследований. - Миллер указал на четыре возможных направления развития исследований. Вкратце рассмотрим их для того, чтобы иметь возможно полное представление о взглядах первых создателей теории фрустрации.
- Можно попытаться применить гипотезу фрустрации - агрессии с целью интеграции и интерпретации клинических и социальных фактов. Необходимо иметь в виду, что некоторые формы агрессии опасны как для общества, так и для индивида. Надо уметь управлять агрессией, что очень важно для образования социальных институтов, установления внутригрупповых и межгрупповых отношений.
- Следует попытаться более точно сформулировать законы, определяющие различные пути и обстоятельства провоцирования агрессии. Здесь особого внимания заслуживают явления перемещения (смещения) и замены объекта агрессии, изменение формы агрессии, а также катарсис агрессии.
- Следует собрать больше информации о других, неагрессивных последствиях фрустрации. При этом Миллер очень верно заметил, что такая попытка должна привести к изучению рационального мышления и процесса решения задач, как он представлен в классических трудах Джона Дьюи. (Эту задачу мы пытаемся решить в настоящей монографии). - Миллер предлагает также продолжать изучение ряда явлений, которые связаны с фрустрацией, среди которых: экспериментальное угасание, обучение путем проб и ошибок, замещающие ответы и агрессию.
- Можно попытаться улучшить или заново сформулировать гипотезу фрустрации -агрессии. Следует сформулировать те законы, которые позволят точно предсказать, какое место займет агрессия в группе защитных реакций человека в данной ситуации - первое и доминирующее, второе, третье или иное место. Другой проблемой является сведение гипотезы к более фундаментальным принципам и ее восстановление в терминах этой общей концепции. Для этого следует систематизировать все исключения из теории. Другим шагом может быть подробное исследование этапов социализации личности в попытке проанализировать те взаимосвязанные роли, которые играют следующие три фактора: а) особенности прирожденных физиологических реакций; б) механизмов научения; в) структуры социального лабиринта, который ставит дилеммы обучения и содержит поощрения и наказания.
Короче говоря, по мысли самого Миллера, выдвинутая им и соавторами гипотеза нуждается в фундаментальных изменениях, углублении и развитии на основе новых экспериментальных и теоретических исследований. Это то, что реально делается, в том числе в трудах автора настоящих строк.