Биологический подход природу агрессии связывает с влиянием генов (Osborn, West, 1979) и гормонов (Archer, 1988; Whiting, Pope). Этологи также говорят о врожденной природе агрессии (К. Лоренц). Более высокая агрессивность у мужчин обусловлена влиянием половых хромосом и гормонов. В крови у мужчин в десять раз больше тестостерона, который обусловливает не только вторичные половые признаки, но и спонтанную агрессивность, а также склонность к доминированию. Связь тестостерона с антиобщественным поведением особенно проявляется у молодых мужчин с низким образованием, что говорит и о влиянии среды.
Л. Берковиц считает, что генетическая наследственность создает лишь потенциал для развития криминальных тенденций. Этот потенциал реализуется только в соответствующих условий воспитания и влияния окружения».
В психоанализе 3игмундт Фрейд обосновывает агрессию как проявлению врождённого саморазрушительного влечения человека к смерти.
В психологическом подходе заслуживает внимания концепция «фрустрация - агрессия» Дж. Долларда, Н. Миллера и Р. Сирса (1939), которые рассматривают агрессию как следствие фрустрации. Однако не всякая фрустрация ведёт к агрессии: может наблюдаться подавление агрессии боязнью наказания.
Суть концепции «негативного аффекта» как источника эмоциональной агрессии в том, что любое неприятное чувство (негативный аффект) является основным подстрекателем эмоциональной агрессии (Берковиц, Холмас, 1959, 1960; Кохран, Эмбри, 1981). Агрессивным реакциям могут способствовать определённые условия (высокая температура воздуха, раздражающий сигаретный дым, отвратительные запахи, шум, теснота и др.). Л. Берковиц отмечает, что люди, страдающие от аверсивной стимуляции, склонны атаковать не только того, кто их рассердил, но и совершенно постороннего человека. Дети и взрослые в состоянии депрессии склонны к враждебности и могут быть подвержены интенсивным вспышкам гнева (Берковиц, 1983). Агрессия часто порождается бессилием и стремлением утвердить собственную ценность и значимость (Р. Мэй).
Исследования А. Фроди (1975), С. Тернера (1976) и ряда других авторов показали роль агрессивных стимулов (эффект присутствия оружия) и негативных стимулов (цвет, звук и т.д.) на активизацию враждебных, агрессивных мыслей или воспоминаний, а также моторных реакций.
С точки зрения когнитивной концепции эмоций, чувства (ярость, гнев, печаль) зависят от того, как человек интерпретирует случившееся. Так, состояние гнева возникает, когда неприятный опыт приписывается внешней причине (Б. Вайнер, 1985), если событие трактуется как лично значимое (Р. Лазарус, 1989), если действия другого человека несправедливы (Дж. Эверил, 1982).
В основе двухфакторной теории эмоций Шехтера-Зингера (1962) лежит сначала нейтральное физиологическое возбуждение на определённое событие, затем дифференциация состояния и суждение («Я расстроена, потому что...»), которое формирует эмоциональное состояние (чувство гнева).
Согласно теории эмоций Джеймса-Ланте, эмоциональные состояния порождаются не оттенками событий, а телесными реакциями на эти интерпретации (боимся, потому что дрожим; приходим в ярость, потому что бьём другого).
С точки зрения теории социального научения (А. Бандура), агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. В качестве примера следует назвать негативное влияние СМИ на развитие агрессивного поведения детей и подростков.
Основным же социальным источником агрессивного поведения является семья. С одной стороны, это могут быть прямые проявления агрессии в семье по отношению к ребёнку (физическое и сексуальное насилие, оскорбления, негативные оценки, подавление личности), с другой стороны, различные семейные факторы (недостаточные сплочённость семьи и близость между родителями и ребёнком, конфликтность, неадекватный стиль семейного воспитания, агрессия отца по отношению к матери и др.). Не следует думать, что причина отклонений в поведении ребёнка связана с «трудным» подростковым возрастом. Как правило, причины такого поведения следует искать в нежном возрасте - младенчестве, раннем возрасте, когда ребёнок не получает достаточного положительного эмоционального общения и телесного контакта со стороны матери. По данным М. Эйнсуорт, около 70 процентов годовалых американцев отличаются надёжной привязанностью к материи и в дальнейшем Проявляли дружелюбие и сотрудничество; около 30 процентов младенцев настроены по отношению к матери враждебно, избегающие или амбивалентно и в последующие годы были неуверенны и конфликтны. Нарушение ранних объектных отношений приводит к серьёзному личностному расстройству, переживаемому как неспособность к установлению привязанности и признанию авторитетов (искажённое желание привязанности).
Многие лица с криминальным поведением пережили травму материнской депривации. Исследования Дж. Маккорд (1983) показали, что половина из тех, кто в детстве был отвергнут нелюбящими родителями, будучи взрослыми, оказались осуждены за серьёзные преступления.