Семья в социальном пространстве

Семья - институционная общность, складывающаяся на основе брака. Это малая группа, члены которой объединены общей заботой о потомстве и находятся в непосредственном личном общении.

В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Выделяют следующие функции, которые выполняет семья:

  • хозяйственно-экономическая, предусматривающая ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;
  • репродуктивная, связанная с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;
  • воспитательная, направленная на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;
  • коммуникативная - организующая внутрисемейное общение, взаимосвязь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами.
  • реактивная - направленная на организацию досуга и развлекательной деятельности, создание условий для занятий спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи;
  • а также создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи.

В настоящее время существует множество классификаций семей, обусловленных разными критериями: по составу, по структуре, по количеству детей, по характеру взаимоотношений.

Семья (при благополучных обстоятельствах) является доминирующим институтом воспитания ребенка. Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей. По мере сил родители и близкие в семье дают им знания о природе, обществе, профессиях, формируют опыт творческой деятельности. Особое место занимает нравственное воспитание, и в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и Милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Основными принципами семейного воспитания являются:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил:

  • запрещение физических наказаний,
  • запрещение читать чужие письма и дневники,
  • не морализировать,
  • не говорить слишком много,
  • не требовать немедленного повиновения,
  • не потакать и др.

Все принципы сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Стили семейного воспитания

Существуют два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере - это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой методики у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.

При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые, обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.

К типам неправильного воспитания относят:
Безнадзорность, бесконтрольность — встречается тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге ребенок предоставлен сам себе и проводит время в поиске увеселений, попадает под влияние плохих компаний.
Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он все время слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Другая разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

Воспитание по типу «золушки», т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.

При «жестком воспитании» за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является физическое наказание. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца или матери, со старыми «ременными» традициями, плохим материальным положением.

Итак, для того, чтобы процесс воспитания в семье был эффективным, он должен основываться на любви и взаимопонимании ребенка и родителей (родителя). Одной из главных задач семейного воспитания является обеспечение счастливого детства: удовлетворение комплекса физических и духовных потребностей, создание атмосферы любви, уважения, условий для свободного творческого развития ребенка.

Педагогическая культура родителей - это часть духовной культуры, умение реализовать свои знания, умения и сущностные силы в процессе воспитания ребенка в семье и передачи ему социального опыта. Педагогическая культура родителей предполагает наличие определенных психолого-педагогических знаний, высокой общей культуры, педагогически целесообразного поведения, умения изучать и творчески применять передовой педагогический опыт.

Пути, средства и условия успешного воспитания в семье:

  • Ясное осознание целей и задач, наличие модели и системы воспитания детей.
  • Социальная направленность.
  • Личный пример родителей во всем (отношение к обществу, труду, друг к другу, к друзьям, коллегам и т.д.).
  • Высокий уровень культуры быта в семье, организации семейной жизни.
  • Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Умение выбирать наиболее оптимальные средства, методы и приемы воспитания.
  • Наличие у родителей педагогического такта, равенство позиций в общении с детьми, создание положительного эмоционального фона.
  • Высокий уровень развития и самореализованности (в том числе профессиональной) родителей.
  • Моральное и материальное благополучие семьи.
  • Применение единых воспитательных подходов со стороны всех членов семьи.
  • Развитие самостоятельности, творческого потенциала ребенка, предоставление ему возможности выбора.
  • Развитие стремления к учению.
  • Применение эффективных форм поощрения (похвала, восхищение и т.д.).
  • Непрерывность воспитательного воздействия.
Ключевые слова: Семья, Социальность
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Понятие и функции семьи, как социального института
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Системная семейная психотерапия
Монина Г.Б., Психология семьи
Социальная леность
Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. —...
Парадигмы социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Брак и семья как социально-психологический феномен
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Стратификационный профиль
Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект...
Основные тенденции социального развития
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Психологическая культура семьи
Психологическая культура детства : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования...
Оставить комментарий