Общие задачи и направления воспитания

Важнейшие задачи воспитания:

  1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание факта существования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств и опыта нравственного поведения.
  2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям.
  3. Развитие самосознания личности как способности выделять себя из окружающей действительности в качестве самостоятельного субъекта культуры, отношений, экономической, социальной и других видов деятельности, осознавать себя представителем человечества, своей страны, народа, семьи, профессиональных и других групп.
  4. Формирование трудовых и жизненных навыков как творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию, развитие навыков самообслуживания и безопасного поведения.
  5. Формирование ответственного поведения, проявляющегося в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самостоятельность и творческие возможности, соблюдать правила и нормы общежития.
  6. Формирование здорового образа жизни, проявляющееся в отношении к своему здоровью как к ценности, умениях и навыках его сохранения и укрепления.
  7. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, осуществляемое в первую очередь в интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии.
  8. Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников, формирующими умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, отношениях, общении.
  9. Развитие экологического сознания, предусматривающего создание условий для приобретения учащимися и молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентаций экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек - общество - природа» и выбору способов решения экологических задач.

Слово «принцип» в переводе с латинского языка означает основа, начало. Принципы разрабатываются на основе научных закономерностей.

Принципы воспитания - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.

Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:

  • принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
  • принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;
  • принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обуславливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
  • принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;
  • принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
  • принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждений открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов;
  • принцип вариативности деятельности - соответствие ее содержания изменяющимся детским (молодежным) потребностям, интересам, возможностям;
  • принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности.
Источник: 
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Особенности восприятия конфликтной ситуации
Анцупов А.Я., Конфликтология
Социальное воспитание
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Взаимосвязь обучения и воспитания
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Цели и задачи гуманистического воспитания
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Педагогические методы воспитания
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Концепции, методы, формы воспитания
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Воспитательный процесс и воспитательная система
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Оставить комментарий